Открытый архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» стартует 31 мая 2018 года.

Русский писатель и критик Виктор Шкловский считал, что злейшим врагом жизни является привыкание: «…И для того, чтобы вернуть ощущение жизни, почувствовать вещи, для того, чтобы делать камень каменным, существует то, что называется искусством. 

Целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание».
Когда пишешь об объектах недвижимости и интерьерах очень долго, привыкания не избежать. Подозреваю, что девелоперы и дизайнеры интерьеров тоже не рады привыканию к своей работе. И порой нам всем не хватает описанного Шкловским остранения, чтобы взглянуть на рынок недвижимости под другим углом. Скажем, как на искусство.

«Британская энциклопедия» дает следующее определение искусства: «Использование мастерства или воображения для создания эстетических объектов, обстановки или действия, которые могут быть разделены с окружающими». Таким образом, критерием искусства является способность вызвать отклик у других людей.

Отвечают ли этому критерию новые дома, которые строятся в Петербурге и вокруг него?

Отвечают ли ему объекты, прошедшие реставрацию и реконструкцию?

А проекты развития инфраструктуры – их можно оценивать таким образом?

А проекты дизайна интерьеров – способны ли они претендовать на то, чтобы называться настоящими произведениями искусства?

А студенты, молодые архитекторы и дизайнеры, корпя над дипломными работами, посвященными будущему нашего города, – они заняты искусством?
Как раз такие вопросы ставит конкурс «Золотой Трезини».

Здесь самое время возразить, что «недвижимость как искусство» – критерий слишком субъективный. И даже собрав за судейским столом самых маститых знатоков и деятелей искусства, не говоря уже о представителях бизнес-сообщества, в результате мы получим в лучшем случае набор оценок, зачастую противоречащих друг другу.
Но мы не хотим судить недвижимость как искусство. Нам просто кажется актуальным разговор на эту тему.

А конкурс – форма разговора, которая должна придать ему особую остроту. Для Петербурга, который рискует утратить свою идентичность под валом новых девелоперских проектов, такой разговор очень важен.

Петр Первый достойно наградил никому не известного швейцарца, который построил на болотах столицу великой империи. Статуэтки, названные в честь этого швейцарца, станут гораздо более скромной попыткой отметить тех, кто придает новым проектам нашего города ощущение жизни как «видения, а не как узнавания».

Начиная с апреля на страницах журнала мы представляем членов жюри «Золотого Трезини». Я очень рад, что первым из них стал историк и педагог Лев Лурье, рассказавший о Доменико Андреа Трезини, в честь которого назван наш конкурс. Для этого номера я взял интервью у второго члена жюри, замечательного петербургского скульптора, автора памятника Доменико Трезини, Павла Игнатьева. Павел предложил специальную номинацию для конкурса, победитель которой получит изготовленный им в единственном экземпляре приз. Номинация будет посвящена… Но, впрочем, он сам расскажет о ней лучше меня.

Павел Черняков