В 2021 году в числе наград ежегодной премии Всемирного клуба петербуржцев «Золотой Трезини» впервые появилась статуэтка за лучший реализованный проект театральной декорации.

На первый взгляд, может показаться, что архитектурно-дизайнерская премия и театральная сценография – области, не имеющие точек соприкосновения. Однако, если вспомнить девиз «Золотого Трезини» – «Архитектура как искусство», становится очевидным, что между премией и сценографией гораздо больше общего, чем кажется. Многие известные архитекторы и дизайнеры экспериментировали с театральной сценографией, создавая декорации для оперы, балета, театральных постановок и даже перформансов.

Архитекторы в роли сценографов
Вспомним лишь несколько имен выдающихся зодчих прошлого, оставивших заметный след в театральном искусстве. Швейцарский архитектор и декоратор Анри-Франсуа-Габриэль Виолье создавал декорации для театра Павла I в Гатчине. Великий немецкий архитектор Карл Фридрих Шинкель оформлял декорации для постановок в Берлинском королевском театре. Еще один швейцарский архитектор, Адольф Аппиа, изобрел революционные светоцветовые декорации для постановок опер Вагнера.

Если говорить о современности, то достаточно упомянуть Филиппа Старка с его дизайном сценических пространств, в частности, оформлением театрального зала La Scala в Милане; Фрэнка Гери, проектировавшего сценографию для экспериментальных постановок, включая оперные спектакли; Заху Хадид с ее проектом для постановки «Валькирии»; Жана Нувеля, создававшего декорации для оперных и театральных постановок, в том числе «Пеллеаса и Мелизанды» в Лионской опере; Херцога и де Мёрона, работавших над сценографией для театральных и музыкальных постановок, включая оформление Зальцбургского фестиваля; и, наконец, члена Международного совета премии «Золотой Трезини» Даниэля Либескинда, создавшего декорации для оперы «Тристан и Изольда» в Германии.

Таким образом, вопрос следует ставить иначе: почему «Золотой Трезини» стал первой в мире премией, которая отмечает театральные декорации как произведения архитектурного искусства?

Зойка прописалась в Мурманске
Представляем первого номинанта премии «Золотой Трезини» 2025 года в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации» — декорации к спектаклю по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира», поставленному на сцене Мурманского областного драматического театра в 2024 году. Заявитель — художник-постановщик Фёдор Архипов, выпускник ГИТИСа, который с марта 2024 года занимает должность главного художника театра. Над постановкой также работали режиссер Николай Гадомский, художник по костюмам Анна Топуридзе, режиссер по пластике Ярослав Францев и художник по свету Павел Куделькин.

Мастерство автора декораций подтверждается не только номинацией на престижную премию, но и признанием на II Международном театральном фестивале «Арктическая сцена», где Архипов получил награду за лучшую сценографию.

Ответ на вопрос, получит ли «Зойкина квартира» статуэтку «Золотой Трезини» в своей номинации, дадут эксперты жюри осенью этого года. А мы с вами можем сделать свой выбор уже сейчас, отдав свой голос за Приз зрительских симпатий для этой сценографии. Ссылка на страницу «Зойкиной квартиры», где проходит голосование посетителей сайта премии: https://www.goldtrezzini.ru/nominees/zoikina/.

Желаем успеха авторам мурманской «Зойкиной квартиры»!

Напоминаем, что прием заявок на Восьмую премию «Золотой Трезини» проходит на сайте премии. Участие бесплатное. Победителей наградят 21 ноября на сцене Эрмитажного театра в Санкт-Петербурге. Проекты победителей будут включены в музейные фонды Государственного музея истории Санкт-Петербурга и представлены на ежегодной выставке «Архитектура как искусство».

Фото: Мария Агапова


Все новости «Золотого Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Telegram: https://t.me/goldtrezzini

Рубрики: Новости премии