В рамках серии интервью с номинантами «Золотого Трезини» мы поговорили с петербургским скульптором Антониной Фатхуллиной, дипломантом премии 2022 года и номинантом 2024-го.

«Золотой Трезини»: Как вы себя скорее определяете — как художника или как скульптора? Почему?

Антонина Фатхуллина: Как художник-скульптор. Это более широкое понятие, очень важно быть в первую очередь художником. Более полно мыслить, оперировать разными медиумами. Мне нравится заниматься живописью и графикой, снимать видео и фотографировать, есть даже ювелирные работы. Но на это все практически не остается времени. Скульптура все равно остается приоритетным способом взаимодействия с окружающим миром. Это любовь к объёму в пространстве, к материалу, к предметности. Это что-то похожее на своего рода страсть! Скульпторов не очень много, это довольно тяжелая, трудоемкая, долгая (и часто невыгодная) работа – и это может быть только, тогда когда человек не может без этого спокойно существовать.

«Золотой Трезини»: Какие творцы или произведения искусства помогли вам выбрать этот путь?

Антонина Фатхуллина: На меня повлияло очень много факторов. Изначально – интерес с раннего детства к небольшим объемным вещам. Это была глина и образцы русской народной игрушки (дымковская, каргопольская). Позже, в школе – уже примеры из истории искусств, древняя скульптура, скульптура Греции, Египта, готика (особенно пламенеющая готика).

В разные периоды мне нравились различные авторы или, точнее, какие-то отдельные работы художников, таких как Лембрук, Роден, Модильяни, Микеланджело, Марино Марини, Энтони Гормли, Ричард Серра, Луиз Буржуа, Магдалена Абаканович, Дэмиен Херст, Ив Кляйн.

«Золотой Трезини»: Что вас вдохновляет на создание новых произведений искусства?

Антонина Фатхуллина: Искусство для меня – это способ жить эту жизнь, процесс, схожий с дыханием. Может вдохновлять абсолютно все: мимолетные впечатления, книги, концепции, мысли, разговоры, интересные места, выставки, сны и т.д. Иногда работы приходят уже в визуально завершенном виде – тогда они быстро делаются (как будто через тебя их кто-то делает), а иногда требуется время на какое-то переосмысление формы, сомнения и поправки. Нет одного способа и рецепта.

«Золотой Трезини»: Какие материалы и технологии вы используете при работе и почему?

Антонина Фатхуллина: Пробовала разные материалы, одно время очень увлекалась керамикой – она цветная и глина тактильно приятная. Когда работаешь с деревом, оно вкусно пахнет. Но в основном занимаюсь графической скульптурой из металла в сварной технике. Меня привлекает воздушность, масштабность и легкость объектов – и визуальная, и физическая. Моя техника похожа на графику в объеме. Но иногда хочется скульптурной плотности, и тогда появляются объемные элементы в работах или целые работы в классической технике.

«Золотой Трезини»: Ваш проект «Чернореченские львы» принес вам почетный диплом на «Золотом Трезини-2022». Какова сегодняшняя судьба этого проекта, действительно ли ему предстоит реставрация?

Антонина Фатхуллина: «Чернореченские львы» – один из моих любимых проектов, эта работа находится рядом с моим домом, и можно проходить мимо каждый день по дороге в мастерскую. Установлены они в рамках фестиваля «Waterfront/Линия Воды» в 2021 году и благополучно стоят по сей день. В связи с не самым благоприятным климатом в нашем городе все скульптуры периодически реставрируются и часто даже увозятся с места установки. Но львам предстоит чистка от пыли, грязи и покраска прямо на месте.

На данный момент одного льва привели в порядок. Скоро очередь дойдет и до второго! Прямо рядом со скульптурами кормят птиц, и этот факт, конечно, увеличивает время, необходимое для очистки и отмывки. Пока скульптуры не принадлежат городу, они находятся на балансе автора, а это не очень стабильная коммерческая основа. В прошлом году не было возможности и времени заниматься сезонной покраской и очисткой.

 

 То, что этот проект удостоен почетного диплома «Золотого Трезини», – безусловно, приятный факт. Также он увеличивает вероятность, что скульптура просуществует на этом месте дольше и даже, может, останется там навсегда. Очень важны внешняя поддержка и отклик профессионального сообщества на подобные внедрения в инфраструктуру города. Существует какое-то количество негативных комментариев, но они редко обоснованы и скорее отражают общее предубеждение против всего нового. Но именно такой посыл более активен по энергетике и выливается часто во всевозможные письма в КГА или районную администрацию. Знаю, что очень многим людям (в частности, и жителям ближайших домов) нравятся и сами львы, и созданное решение спуска к воде. Но они не пишут писем о том, как им нравится! Это беззвучное любование. Также многие не знают, что это временный проект.

«Золотой Трезини»: Расскажите о вашем проекте «Паркур/Свободное падение», номинированном на «Золотой Трезини-2024», и о вызовах, с которыми вы столкнулись при его реализации.

Антонина Фатхуллина: Это проект, на постоянной основе установленный на спортивной площадке во Фрунзенском районе. Самая большая моя скульптура в городе по размерам. Это был интересный опыт разработки скульптуры на примерно заданную тему, по запросу строительной компании. Делался акцент на том, что это должна быть именно современная скульптура, и сам подход к выбору эскиза был очень адекватным и планомерным. Сначала из нескольких нарисованных эскизов выбрали один, потом был сделан маленький объемный макет, и уже после по эскизу увеличивалась и создавалась большая скульптура.

Большое спасибо за неравнодушный подход ответственным лицам из администрации района и из самой компании «Дортехнологии»! Я как автор благодарна и за выбор эскиза (это был один из самых сложных вариантов композиции), и за решение по материалу: нашли средства на нержавеющую сталь, которая, конечно, в разы дороже обычной. Зато и сам внешний вид выигрывает – скульптура серебристого цвета, и обслуживание более простое (нет необходимости в покраске).

А так, в целом, это был новый большой опыт работы с нержавеющей сталью и с резкой двадцати тысяч колец из закупленных труб. Сам процесс работы выпал на лето. Кино такое было – «Пропало лето», вот это про мое лето 2023 года, не пришлось мне в нем отдохнуть ни разу! Зато удалось очень плотно поработать, как, впрочем, часто и случается. Сложно перепоручать кому-то часть работ, мало таких специалистов – и скульпторов, и сварщиков одновременно. При этом всегда большой проект, да еще и устанавливаемый в городе –  это масса нервов и незапланированных ситуаций. Но главное, что скульптура стоит. Хоть это и удаленное Купчино – это по-своему прекрасная локация, где чувствуется поток людей, очень много ребят и подростков, и много озвученных слов благодарности.

«Золотой Трезини»: Какова, по вашему мнению, роль арт-объектов и скульптур в исторических и новых городских пространствах?

Антонина Фатхуллина: По сути это должны быть точки притяжения, какие-то новые интересные решения, в идеале – большое искусство и новые достопримечательности.

«Золотой Трезини»: Как вы видите будущее произведений искусства в общественных пространствах города, страны, мира? Какие новые тенденции могут появиться в ближайшие годы?

Антонина Фатхуллина: Хотелось бы, чтобы возникало интересное современное искусство в лучшем смысле этого словосочетания. Но, конечно, здесь не избежать субъективности, именно поэтому необходимо профессиональное сообщество. Тенденции будут разные – так как мир очень разный. Но будем смотреть в нужную сторону!

«Золотой Трезини»: Что для вас значит номинирование на премию «Золотой Трезини», которая проводится в Эрмитаже? Почему участие в таких премиях важно для современных художников?

Антонина Фатхуллина: Премия способствует развитию благоприятной атмосферы для интересных проектов, в том числе тех, что связаны с архитектурно-скульптурными решениями в общественных пространствах.

«Золотой Трезини»: Как вы считаете, какие качества необходимы для того, чтобы стать успешным российским художником? Дайте три совета Антонины Фатхуллиной начинающим авторам!

Антонина Фатхуллина: Не очень люблю давать советы, пока меня конкретно о чем-то не спросят… Все очень разные, и то, что подходит мне, может не подойти кому-то другому. Надо знать, кому ты даешь совет и в какой ситуации – это очень важно. Но попытаюсь! Во-первых, важно уметь слушать себя – кто-то делает это больше через ум, кому-то близок скорее эмоциональный подход. Во-вторых, необходимо уметь и любить работать. Как известно, «если вы найдете работу, которая вам действительно нравится, вы не будете работать ни одного дня». Это очень важно для всей вашей жизни в целом. И в-третьих, надо делать то, что вам больше всего интересно, хочется, не дает покоя – именно на данный момент лично вам, искренне, по-настоящему. Тогда это будет давать вам силы и ответную энергию. Не тратьте время на сожаление о прошлом, а просто учитывайте это.

«Золотой Трезини»: Спасибо, Антонина, удачи вам на премии-2024!

Фото предоставлены Антониной Фатхуллиной.


Генеральный партнер премии «Золотой Трезини-2024» – Setl Group, стратегический партнер – «Россети Ленэнерго», официальный оператор гостеприимства – Corinthia St Petersburg, официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения – Cristal Catering, партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни» – OMOIKIRI, партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры/частного дома» – ILVE, партнер номинации «Лучший проект частного дома» – «Александровская мануфактура», партнеры премии – «Гласскон», «Мастерские Владимира Тарана», Valley Estate, Derevo Park. Полный перечень партнеров: https://www.goldtrezzini.ru/2024partners/.

Все новости «Золотого Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Telegram: https://t.me/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/@goldentrezziniawards

Рубрики: Новости премии