Смотреть все фото в галерее >>
Описание статуэтки «Золотой Трезини»
Статуэтка создана для награждения победителей ежегодного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини».
Статуэтка изготовлена методом литья. Материал изготовления — ювелирная латунь с золочением. Ее вес составляет 3,25 кг, высота – 27 сантиметров (без учета размеров постамента). Форма постамента — несимметричная трапеция. Материал постамента — черный мрамор. На лицевой части постамента прикреплена латунная табличка.
Статуэтка представляет собой условный скульптурный портрет первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини (1670–1734), без элементов портретного сходства, поскольку верифицированных портретов архитектора не сохранилось.
Статуэтка изображает высокого худого мужчину, стоящего в полный рост на постаменте. Мужчина одет в плащ со складками, полностью скрывающий его ноги. Правой рукой мужчина придерживает поднятый воротник плаща. Левой рукой — прижимает к правому бедру полуразвернутый свиток чертежей.
На голове у мужчины — треуголка. Проработка черт лица условная, выделяется крупный нос с горбинкой, нахмуренные брови и острые скулы.
Голова повернута на три четверти влево. Подбородок укутан шарфом. Рукава плаща с отворотами. На левом плече условная проработка накидки.
В скульптуре присутствует внутренняя динамика: складки плаща, переходящие в свиток чертежей, «закручивают» фигуру по спирали вокруг собственной оси от постамента к повороту головы.
Вся фигура выражает собой спокойствие, решимость и неотвратимость миссии, уготованной самой судьбой для первого архитектора Санкт-Петербурга.
Как родился «Золотой Трезини»
Об идее статуэтки «Золотой Трезини» рассказывает ее автор Дмитрий Комов:
Как известно, у нас в городе существует памятник Доменико Трезини. Его автор — член жюри конкурса «Золотой Трезини» Павел Игнатьев. Замечательный памятник, где Трезини — этакий разухабистый весельчак в шубе, достигший успеха, понимания, на вершине славы.
Мы решили взглянуть на нашего героя в другой период его биографии. Наш Трезини только приехал в этот город. Исполненный замыслов, которые олицетворяют кипы чертежей, он остановился, кутаясь в воротник, — наверное, на берегу Невы. Его встречает неприветливая северная холодная страна. Что его ожидает? Тяготы, разочарования или, быть может, слава? Но, как выяснилось, бессмертие.
Как изготавливаются «Золотые Трезини»
О производстве статуэток «Золотой Трезини» рассказывает генеральный директор Ювелирного дома Baskrin Олег Мищенко:
Процесс изготовления первой партии статуэток длился пять месяцев. Сначала прототип «Золотого Трезини», изготовленный его автором, Дмитрием Комовым вручную из композитного материала, был помещен в 3D-сканер. Созданную 3D-модель «подправили» в специальной программе, которая позволяет убрать все шероховатости, неровности.
Затем 3D-заготовку, подготовленную для «выращивания» мастер-модели в полимере, поместили в 3D-принтер. Методика подразумевает послойное «выращивание» модели из расплавленного полимера, которое занимает более суток. Выращенную в 3D-принтере модель статуэтки обработали вручную, ее поверхности отшлифовали для следующей стадии – изготовления слепка из силиконовой резины.
Полимерную модель поместили в жидкую силиконовую резину, и когда резина застыла, разрезали специальным инструментом. Получилась силиконовая форма, в которую залили расплавленный ювелирный воск. Из исходной силиконовой формы изготовили то количество восковых статуэток (восковок), которое было нужно для конкурса. Потом на каждую восковку наплавили специальную литниковую систему для правильного распределения металла в процессе литья.
Литниковая система — это питающая система каналов и полостей в форме, через которые жидкий расплавленный материал – для наших статуэток это металл – подается в полость литьевой формы под давлением. Восковой Трезини вместе с литниковой системой был помещен в металлическую опоку – специальное приспособление в форме цилиндра для удержания формовочной смеси при заливке металлом. И эту размещенную внутри опоки восковку затем залили ювелирной формомассой на основе гипса.
После заливки формомассой Трезини поместили в вакуумную машину с вибросистемой. Она нужна для удаления пузырьков воздуха из формомассы для качественной формовки. Когда формомасса застывает, опока помещается в специальную печь для удаления воска. В этой печи воск выплавляется при температуре 60-70 градусов. Проще говоря, воск из этой массы вытекает, благодаря чему внутри помещенной в опоку формомассы образуется полость в форме будущей статуэтки.
Следующий этап – прокалка гипсовой формомассы в течение 12 часов при температуре 700-740 градусов. Наконец, затвердевшая статуэтка (точнее, формомасса с полостью в форме статуэтки) была извлечена из печи и помещена вместе с опокой в литейную машину. В этой машине и формировалась отливка из металла, ювелирной латуни. Расплавленную латунь залили в опоку по литниковой системе.
Когда металл остыл, опоку извлекли из литейной машины, застывшую формомассу разбили, достав из нее латунного Трезини. Он еще был мало похож на себя, весь в литниковой системе, как в паутинках – тонких канальчиках, через которые поступал расплавленный металл.
Следующий этап, один из самых трудоемких и кропотливых, – ручная обработка металлической фигурки с помощью множества абразивных инструментов. Были убраны все неровности, запаяны поры, отшлифованы грани. Затем Трезини «переехал» на участок полировки, где его поверхность довели до идеального состояния, полируя с помощью специальных ювелирных щеток и паст. Много времени ушло на проверку – нет ли дефектов, чистая ли поверхность. И только после этого статуэтки поочередно «окунули» в ванночки с кислотоупорным покрытием.
В первой ванночке происходило гальваническое меднение, во второй гальваническое никелирование, а в третьей – покрытие слоем золота толщиной 20 микрон. Сам принцип везде один, и он прост. Процесс электролиза известен каждому по школьным учебникам физики: ванна с электролитом, источник тока, катод – Трезини, анод из металла. Работа проводится с помощью токопроводящих подвесов и барабанов, сделанных из кислостойких материалов. Весь процесс проходит при меняющейся температуре и необходимой плотности тока, которые поддерживаются автоматическими регуляторами.
Но это еще не финальный этап. Даже после золочения статуэтка нуждалась в финишной, очень нежной обработке, уже без инструмента, с помощью специальных салфеток для ювелирных изделий с золотым покрытием. Затем – постамент. Заготовку для постамента для Трезини выпилили из натурального черного мрамора на станке, далее вручную этой заготовке придали нужную форму, отполировали, и только потом мастер соединил постамент со статуэткой с помощью штифтов и двухкомпонентного клея.
Последний этап производства – крепление табличек. И вот, наконец, «Золотые Трезини» готовы ко встрече с победителями конкурса.
Очевидно, что с таким объемом ручного труда при создании статуэток ни один «Золотой Трезини» не является точной копией своих «братьев». На фотографиях все Трезини похожи друг на друга, но если подержать их в руках, становится понятно, что каждая статуэтка уникальна. Ведь даже самый профессиональный ювелир не сможет слепо повторить движение собственной руки с инструментом при обработке, скажем, горбинки на носу Трезини… Вот почему даже выражения лиц у них разные.
Полный фоторепортаж с производства статуэток «Золотой Трезини» >>
Дипломы конкурса «Золотой Трезини»
Наряду со статуэтками «Золотой Трезини» победителям и призерам конкурса будут вручены дипломы.
Бланки дипломов изготавливаются по единому образцу в установленном оргкомитетом конкурса порядке и печатаются на бумаге с элементами полиграфической защиты.
Художественная композиция лицевой стороны диплома включает в себя логотип конкурса, а также изображения циркуля и наугольника – инструментов, с помощью которых зодчие прошлого выверяли размеры и проектировали здания. В масонской символике (Доменико Андреа Трезини, как известно, был масоном) циркуль изображает небесный свод, а наугольник – Землю. Земля – место, где человек выполняет свою работу, а Небо символически связано с пространством, где чертит свой план Великий строитель Вселенной. Взаимное положение циркуля и наугольника имеет большое символическое значение. На дипломе победителя циркуль размещен поверх наугольника – такая композиция ассоциируется с высоким статусом мастера-масона (так называемым третьим градусом в масонской иерархии).
В каждом дипломе указано название конкурса, номинация, имя либо название (для компаний) победителя в данной номинации, а также наименование проекта, за который присуждена победа. Также в каждом дипломе названы город, в котором проводился конкурс, и год проведения. В оформлении диплома использованы гильошированная композиция и орнаментальная рамка.
В случае утраты диплома или его порчи (повреждения) дубликат не предоставляется.
Официальные партнеры
Информационные партнеры