В официальном издании Второго архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» — журнале «Галерея красивых домов и квартир» — вышло интервью с Главным архитектором Санкт-Петербурга, председателем Комитета по градостроительству и архитектуре (КГА), членом жюри конкурса «Золотой Трезини» Владимиром Григорьевым.

Сегодня можно часто услышать, что Петербург теряет свою идентичность. Вы с этим согласны?

Говорить о том, что город теряет свою идентичность, в принципе неправильно. Это сродни утверждению, что человек с возрастом перестает быть похожим на самого себя. Архитектура – это всегда отражение состояния общества. Сегодня в Петербурге строится 3,5 млн кв. м жилья в год, а задачи перед нами стоят еще более амбициозные – строить до 5 млн кв. м в год. Если темпы сохранятся, то через 10-20 лет город, который мы видим сегодня, изменится кардинально, то есть Петербург станет таким, каким мы его создадим за эти годы.

 

А какими должны быть новые объекты в исторической застройке?

Архитектура должна быть контекстуальной, включенной. При этом современная архитектура в центре города не должна копировать историческую застройку. Воспроизводить архитектуру прежних эпох – неправильный путь. Но необходимо следовать исторически заданным морфологии и методологии. Архитектура должна иметь ритм, метр, масштаб – быть соразмерна, прежде всего, человеку. Хорошая архитектура создает пространство, то есть формирует не только застройку, но и окружающее, не застроенное пространство. Сегодня много говорят об облике, но архитектура – это не только фасад, это еще и функциональные решения, определяющие, насколько удобно жить или работать в этом здании, насколько оно прочное и долговечное, безопасное, насколько формирует городскую среду. Если представить себе, что Зимний дворец был бы высотой с 25-этажный дом, он не имел бы того очарования, которое имеет сегодня.

 

Есть ли в центре Петербурга новые дома, архитектурная ценность которых соразмерна окружению?

В центре есть новые дома, соразмерные по качеству историческим постройкам. Это работы наших петербургских архитекторов – Евгения Герасимова, Юрия Земцова, Марка Рейнберга, Михаила Мамошина, Никиты Явейна и других мастеров. Есть очень хорошие примеры. Также есть много талантливых молодых архитекторов, но, как это у нас принято, о хороших работах говорят гораздо меньше и реже, чем о плохих.

 

Можно ли сказать, что спальные районы соответствуют духу Петербурга? С 50-х годов прошлого века качество архитектуры резко упало в угоду массовой застройке.

Петербург пережил разные эпохи, но я не сторонник деления на архитектуру плохих времен и хороших. Город развивался, каждая эпоха привносила свои черты в его облик, и все, что в нем построено, в равной степени ему свойственно. Те же «убогие», как их теперь принято называть, пятиэтажные «хрущевки» решали серьезную социальную задачу. Я хочу обратить внимание всех, кто ругает пятиэтажки за их унылый вид: когда в условиях жесткой экономии средств решалась колоссальная задача обеспечения граждан жильем, эти пятиэтажки не ставили вплотную друг к другу. Хотя и тогда архитекторы прекрасно понимали, что чем выше плотность застройки, тем больше экономия на дорогах, сетях. Не имея возможности дать людям роскошные квартиры, им давали роскошное пространство, где выросла зелень, где есть места для отдыха, для прогулок, занятий спортом. Если отбросить низкий уровень комфорта самих жилых квартир, такие районы по степени комфорта среды по-прежнему конкурентоспособны. В брежневское время дома тоже старались не ставить вплотную друг к другу, кварталы были наполнены пространством,  и всегда были предусмотрены все необходимые элементы территории.

 

– Современная жилая застройка спальных районов уступает «хрущевкам» и «брежневкам»?

Современная застройка не всегда, но в большинстве случаев вообще пренебрегает комфортом пространства. Застройщики стараются соблюсти не особо жесткие и хорошо взвешенные нормативы по инсоляции и освещенности, по размещению детских игровых площадок, парковок и прочего, при этом сами дома не создают гуманистических пространств. Мне кажется, это ошибка.

 

Вы вошли в жюри архитектурного конкурса «Золотой Трезини». На ваш взгляд, способны ли такие конкурсы повысить качество архитектуры в Петербурге?

Конкурсы, безусловно, повышают качество архитектуры, это мощный стимул для развития молодых мастеров. Конкурс заставляет мобилизоваться, работать на пределе своих сил. Это очень важно, потому что человеку вообще свойственно лениться.

 

На конкурсе, в том числе, есть номинации для студентов. Как бы вы оценили архитектурное образование сегодня и, скажем, во времена вашей учебы? Есть ли разница?

Разница, конечно, есть. Нельзя не отдать должное современным студентам: из архитектурного вуза они выходят более подготовленными к определенной деятельности, чем выходили мы. Сегодня студенты владеют специальными программами для проектирования, большинство студентов последних курсов уже работают в профессии. С другой стороны, на мой взгляд, сегодня меньше внимания уделяется фундаментальной подготовке: основам архитектуры, основам искусства, истории. Они выходят из вуза слишком, как им кажется, готовыми к самостоятельной жизни, а начинающему архитектору полезно первое время, что называется, «порастирать краски» у более опытного коллеги. Нужно поработать подмастерьем, набраться профессионального мастерства, потому что архитектура – это не просто умение чертить и складывать объемные элементы, это нечто большее. Прежде всего это социальная ответственность.

 

– Какой совет вы дали бы студентам, которые хотят принять участие в архитектурном конкурсе?

Для начала важно каждому найти тот конкурс, который ему по душе. Студенты должны определить для себя предмет конкурса, чтобы он был им, во-первых, посилен, во-вторых, не мог иметь дурных последствий и, в-третьих, чтобы позволял развиваться их творческим способностям. Это могут быть малые формы, благоустройство, интерьеры, элементы отделки фасадов или какие-то концептуальные вопросы – например, каким они видят будущее городов. И пусть эти идеи будут даже трудно реализуемы, но зато это даст им возможность развиться в серьезном профессиональном мышлении. А дальше – работа, только работа.

Беседовала Елена Корсунская

Оригинал публикации: http://gorod.spb.ru/articles/3678/

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры