В официальном журнале «Золотого Трезини» вышла статья о реконструированном железнодорожном вокзале в Иваново. Проект, завершенный минувшим летом, принимает участие в конкурсе 2020 года.
Фото: Андрей Сафонов
Вокзал третьей столицы
В Иваново этим летом открылся после реконструкции железнодорожный вокзал, яркий памятник советского конструктивизма. Проект восстановления вокзала принимает участие в Третьем международном архитектурно-дизайнерском конкурсе «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции».
Номинация «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции» для конкурса «Золотой Трезини» – одна из знаковых, определяющих его специфику. По данным на середину августа, к участию в номинации были приняты 12 проектов из нескольких регионов России, а также из Австралии, Мексики и Португалии. И даже когда участников станет еще больше (прием заявок продолжается до 15 октября), в этом разнообразном ряду не потеряется замечательный по масштабу и красоте замысла проект реконструкции железнодорожного вокзала, который был завершен летом 2020 года в Иваново.
Дом-пуля и другие
Иваново знаменито как центр текстильной промышленности и «город невест». Но это еще и своего рода музей конструктивистской архитектуры под открытым небом. Возможно, все началось с того, что Ленин в свое время высоко оценил рабочий и идейный потенциал Иваново, поставив здешний пролетариат в один ряд с «московским и питерским». В 1920–30-е годы город приобрел неофициальный статус третьей рабочей столицы страны. Более того, ходили разговоры о возможном переносе сюда столицы РСФСР (с сохранением столицы СССР в Москве). Здесь строились образцовые фабрики, рядом с ними – самые передовые жилые и общественные здания. Известные памятники ивановского конструктивизма – жилые «дом-корабль» и «дом-пуля», школьное здание, известное как «дом-птица», множество других интересных построек. И, конечно, крупнейший в России конструктивистский железнодорожный вокзал.
Фото: Дмитрий Рыжаков
Здание ивановского вокзала является объектом культурного наследия и памятником архитектуры. Оно было построено в 1933 году по проекту архитектора Владимира Каверинского. Общая площадь вокзала – 5755 кв. м. Здание перенесло глобальные реконструкции в 1950-х и 1980-х годах. Они оставили в конструктивных, фасадных и интерьерных решениях узнаваемые черты соответствующих эпох. В результате здание превратилось в гибрид двух архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма.
Исторический гибрид
Фото: Дмитрий Рыжаков
Необходимость очередной реконструкции вокзала назрела уже в XXI веке. Авторами проекта выступили архитекторы бюро Faber Group Алена Франчян и Борис Матвеев. Работы по реконструкции включали в себя восстановление фасада, обновление основного «синего» зала и реконструкцию «красного» зала, переоборудование платформ и ремонт подсобных помещений. Также вокзал привели в соответствие с современными нормами доступности и безопасности: оборудовали входную группу для маломобильных групп населения, заменили отделочные материалы на негорючие, установили противопожарные шторы. Часть площадей вокзала отдана под культурную функцию.
Фото: Наталья Летунова
Самой интересной архитектурной особенностью проведенной реконструкции стало решение авторов сохранить гибридный характер здания и образ, который приобрел ценность для жителей и гостей города: здание не стали «откатывать» к состоянию 1930-х годов, а оставили позднейшие наслоения.
«У нас не было проектной возможности вернуться к первоначальному планировочному решению 1930-х, когда интерьер вокзала был объединен одним большим общим пространством, – рассказывает один из авторов проекта Борис Матвеев. – Во время глобальной реконструкции в 1950-х годах единый гигантский пассажирский зал был разделен на два отдельных зала – “синий” и “красный”. По современным пожарным требованиям нам необходимо было сохранить это разделение. При этом, используя противопожарное оборудование, нам удалось существенно увеличить высоту двух порталов, соединяющих “синий” и “красный” залы между собой». Были отреставрированы полукруглые мозаичные панно
с характерной символикой Советского Союза, которые украшают переходы между двумя залами.
Два цвета
Фото: Наталья Летунова
Интерьер «синего» зала сформировался при реконструкции 1950-х годов. Сегодняшние реставраторы сохранили цветовую гамму поверхностей колонн, стен и потолка, внешний вид декоративных гипсовых элементов. Поверхность пола выполнена из разноцветной метлахской плитки с сохранением образа первого проектного интерьера. Деревянные покрытия потолка, колонн и стен «синего» зала полностью заменены и выполнены из негорючих материалов согласно требованиям безопасности.
Декоративный образ «красного» зала был создан в самом конце 1970-х и хранит яркие признаки эпохи позднего советского модернизма. Внешне аскетичный зал украшает отреставрированная гигантская фреска с сюжетом, посвященным революционным событиям России начала XX века. Современный пол «красного» зала выполнен из полнотелого терраццо – материала, появившегося в декоре зала в 1980 году. «Нами был сохранен оригинальный участок старого терраццо с символикой Олимпиады-80. Сейчас он размещен в современном полу под стеклом», – добавляет Борис Матвеев.
Фото: Андрей Сафонов
Смысл разделения на два зала – не только противопожарный. Как поясняет архитектор, текущий пассажиропоток в Иваново не требует таких огромных площадей, которые были зарезервированы в первоначальном проекте 1930-х, созданном с расчетом на перенос в Иваново столицы РСФСР. Таким образом, сегодня все необходимые функции зала ожидания сосредоточены в «синем» зале. А «красный» стал городским арт-пространством, где можно будет проводить выставки, концерты, ярмарки и т. п.
Сколько будем оставлять
Фото: Андрей Сафонов
Что делать реставратору с архитектурой – последовательно «очищать» памятник до первоначального, задуманного создателем состояния или считать более поздние внедрения такой же законной частью его истории, которая достойна сохранения? Универсального ответа, конечно, нет. «Вокзал в Иваново стал для нас знаковым объектом, где представилась возможность провести исследования и изыскания архитектурных пластов от 1930-х до наших дней, – подчеркивает соавтор проекта Алена Франчян. – Изучив и восстановив элементы и конструкции, являющиеся предметами охраны 1930-х, 1950-х и 1980-х, сейчас, в 2020-м, нам удалось привнести свои решения в существующее здание, которое представляет собой гибрид двух идеологически противоположных, но стилистически дополняющих друг друга архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма».
Фото: Андрей Сафонов
Архитектор приводит пример проекта реставрации и реконструкции, к которому в Faber Group подошли противоположным образом: жилой дом начала XIX века в Елоховском проезде, 5, в Москве, объект культурного наследия федерального значения. Сейчас в здании располагается представительство Пермского края. «Так как этот объект практически не был изменен с начала XIX века, к нему был применен совершенно иной подход», – говорит Алена Франчян. Среди других работ бюро – реконструкция доходного дома А. И. Мозжухина 1887 года (Москва), реконструкция особняка 1860 года в Трубниковском переулке, 30А, строение 1 (Москва), реконструкция и реставрация зданий ансамбля частного владения конца XIX – начала XX века в Ницце, реконструкция ансамбля трех городских вилл с апартаментами начала XIX века в Берлине. «Каждый объект уникален, – признают архитекторы Faber Group, – и задачи каждый раз совершенно особенные».
Оригинал публикации: http://gorod.spb.ru/articles/3834/ и печатная версия «Галереи дизайна и архитектуры», № 09-2020.
Проект на сайте конкурса: https://goldtrezzini.ru/nominees/ivanovo-station/
Если вам понравился проект, вы можете проголосовать за него через Facebook и дать авторам шанс выиграть «приз зрительских симпатий» Premio del Pubblico.
Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Партнер специальной номинации – концерн ЮИТ. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Партнер награждения – Ganga. Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.
Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.
«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/
Официальные партнеры
Информационные партнеры