В 2021 году к номинациям Международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» добавилась новая и нетипичная – «Лучший реализованный проект театральной декорации».Одна из наиболее громких представленных в номинации работ – двухчастный проект «Пиноккио» московского «Электротеатра Станиславский». Журнал «Галерея дизайна и архитектуры» поговорил о театре, архитектуре и «Золотом Трезини» с художником-постановщиком «Пиноккио» Юрием Хариковым.

Фото: Павел Антонов

– Юрий Федорович, вы окончили ЛИСИ и даже успели поработать архитектором, но известность приобрели как театральный художник. Как сказался архитектурный бэкграунд на вашей дальнейшей судьбе и работе?

– Я уверен в том, что архитектурное образование актуально для художника-постановщика. Ведь фактически архитектор и сценограф ведут одну и ту же работу по созданию материального пространства. Для меня мое образование, конечно же, очень большое подспорье в работе в качестве сценографа, и я в полной мере отдаю себе в этом отчет. Более того, половина моих претензий к сегодняшнему состоянию профессии художника-постановщика связана именно с системой образования. Катастрофически недостает тех фундаментальных знаний, которые дает, например, архитектурное образование.

В художнике обязательно должно быть высоко развито умение воспринимать действительность через данные ему Богом чувства – зрение, осязание, обоняние… В традиции академического образования ученик должен практиковать это умение, занимаясь рисунком, пытаться изучить и прожить замыслы художников прошлого через копирование. На первый взгляд, это несколько школярские навыки, но, тем не менее, именно благодаря им созревают профессиональные инструменты, с которыми художник уже приступает к самостоятельному познанию действительности. Только тогда он становится способен воспринимать и различать новые для себя явления – а без способности к различению ни архитектор, ни сценограф, ни любой другой художник не может творить и создавать актуальные для своего времени произведения.

К сожалению, особенность начинающих театральных художников сейчас в том, что они практически ничего не знают ни о театре, ни об архитектуре. К тому же в современной системе образования человеку дается не так уж много времени для принятия решения о своем профессиональном пути, и несознательность принятия этих решений меня просто поражает. С другой стороны, любой тупик чем-то заканчивается, и, осознав проблему, человек будет пытаться ее решать.

– Насколько я знаю, вы сами подключились к преподавательской деятельности. Расскажите об этом.

– Я был просто вынужден этим заняться, так как видел огромные лакуны, которые оставляет после себя высшая школа, созданная непосредственно для профессиональной подготовки художников-сценографов. В ней очевидно не хватает тех занятий, о которых я уже сказал – по, так сказать, воспитанию художника, развитию его фундаментальных умений. Я стараюсь это восполнить со своими учениками – мы занимаемся не в рамках какой-то образовательной структуры, а в порядке частной инициативы, как некий цех.

– Архитектор, проектирующий здания, создает их, условно говоря, навсегда. А театральная декорация – по определению временное произведение. Как это отличие влияет на подход к творчеству, и какая парадигма вам ближе?

– Я думаю, это противопоставление иллюзорно. Даже на нашем веку можно проследить катастрофические общественные явления, которые стирали с лица земли то, что вроде бы строилось на века. Башни-близнецы в Нью-Йорке стояли – и в одну секунду их не стало. Или близкий мне пример: я как архитектор начинал свою профессиональную деятельность в Выборге, где провел 6 лет. Для меня история раз и навсегда уничтоженного великолепного вокзала Элиэля Сааринена, как и в целом то, что произошло с Выборгом, стала очень сильным переживанием. Все это важные опыты, через которые мы осознаем и утрату архитектуры, и ее реальную судьбу.

Театральные декорации, в свою очередь, не только остаются в памяти, но и фиксируются теми инструментами, которыми в данный момент владеет культура, будь то фото, видео, сохранение макетов. Лично я давно оставил переживания на тему вечности или временности. Линейное время есть в бытовой жизни каждого человека, но на уровне сознания разные времена сосуществуют – времена всех поколений здесь, рядом с нами. Так что вопросы вечности применительно к своей работе и оставления следа в истории для меня не слишком актуальны. Осознание этого, пожалуй, и было одним из поводов для перехода в сферу сценографии, где произведение изначально эфемерно и создается, чтобы быть затем разрушенным.

«Перед заходом солнца», фото: Оливия Орлова

– Вы около 6 лет были художником и советником художественного руководителя «Электротеатра Станиславский», который известен как экспериментальный, новаторский. Какой вы видите роль художника в реализации концепций современных театров?

– На самом деле, для меня это одна из самых острых проблем, к которой я сознательно обращаюсь. Все 35 лет, что я работаю в сфере сценографии, я размышляю о том, как художник способен повлиять на процессы, происходящие внутри живого, меняющегося организма театра.

Для меня театр является уникальным инструментом познания человека, его духовного и телесного существа, а также созидания пространства для его деятельности. Это было свойственно театру еще с древнегреческих времен, когда театры непременно привлекались к процессу врачевания: театральные мистерии, в ходе которых человек мог за короткое время приобрести знания о себе, происходили в самом начале, до врачебных манипуляций.

Конечно, сегодня эта целительная, познавательная функция театра забыта – вопрос к зрителю, зачем он пришел в театр, скорее всего, поставит его в замешательство. Доминирует скорее представление о театре как о досуге, способе приятно провести время в системе общества потребления. При этом каждый зритель ищет в театре свое успокоение, свою зону комфорта, и поэтому театральное пространство сильно дифференцировалось – это любопытно, и этого не было, скажем, в прошлые, советские и постсоветские годы. Если раньше публика была открыта любому событию, то сегодня у каждого театра сформировалась своя аудитория со своей идеологией, образом жизни. Мне очевидно, что театр находится в тупике осознания себя в качестве явления и социального института. Но сценограф со своими профессиональными знаниями и навыками может внести элемент ясности и понимания дальнейшего пути.

– Расскажите о нескольких ваших любимых, запомнившихся проектах.

– Вообще, из объема сделанных спектаклей, а это почти 200, я для себя особо отмечаю не больше десятка таких, которые и остались в памяти, и повлияли на мое дальнейшее развитие как художника. Например, в театре «Глобус» в Новосибирске в 1998 году мы с Михаилом Мокеевым сделали спектакль «Двенадцатая ночь», который получился действительно замечательным. На тот момент было сложно представить себе количество и содержание идей, которые можно воплотить на сцене «Глобуса». Сцена потрясающая – по размеру сопоставимая со сценой Театра Советской армии, а по статусу это был театр юного зрителя. Спектакль вышел удивительный по красоте, я продолжаю его внутренне переживать. Мы максимально задействовали все возможности, которые могла дать та сцена, и для меня это, несомненно, было театральное событие. Другое дело, что в том времени и в той культурной реальности оно прошло не очень замеченным. Возможно, мы заскочили слишком далеко вперед – когда я сейчас публикую фото или эскизы этого спектакля, они вызывают изумление и восторг.

Еще одна работа – уже в «Электротеатре», в 2016 году. Там мне пришлось в трудных условиях выпускать спектакль «Перед заходом солнца» по Гауптману. Драматургия этого произведения для меня на тот момент оказалась очень актуальной. Получилась работа, значимая, как мне кажется, и для «Электротеатра», и для артистов, которые в ней участвовали, и для меня самого.

И третьим назову «Пиноккио» 2019 года, тоже в «Электротеатре». Это проект из двух спектаклей, в котором сценография носит, скажем так, глобальный характер. Моя индивидуальная работа художника-постановщика заняла около двух с половиной лет. Непосредственно реализация на площадке театра вместе с коллективом – уже меньше, примерно год. В процессе проникновения в драматургию я успел сделать порядка 70 вариантов сценографии. Вообще, принцип вариативности стал для меня важным в последние лет 15 моей профессиональной деятельности. Только когда художник приходит к пониманию, что созданные им смыслы достойны стать всеобщим достоянием, работу можно считать сделанной и подлежащей воплощению.

«Пиноккио», фото: Андрей Безукладников

– В этом году ваши декорации к «Пиноккио» представлены на архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации». Сама номинация для конкурса новая. Как вы оцениваете эту идею – включить театральные декорации в контекст архитектурного конкурса?

– Для меня это очень интересная возможность обратиться к области архитектуры, которую я всегда осознавал как совершенно адекватную театру, напрямую связанную с ним. Архитектурное знание о создании пространства – для жизни, для игры, для той или иной функции – работает и в театре. Поэтому и предложение оценивать в рамках архитектурного конкурса работы сценографов мне кажется совершенно естественным.

Беседовал Павел Черняков

Оригинал материала: http://gorod.spb.ru/articles/3902/

Генеральный партнер церемонии награждения конкурса «Золотой Трезини» – Михайловский театр. Генеральный музейный партнер – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Стратегический музейный партнер – Государственный Русский музей. Независимый аудитор – Borenius Attorneys Russia Ltd. Все партнеры конкурса https://goldtrezzini.ru/partners2021/.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры