В прошлом году мы публиковали видео выступления историка архитектуры, члена жюри конкурса «Золотой Трезини» Бориса Кирикова на пресс-конференции «Золотого Трезини-2019» в Петропавловской крепости. Сегодня на нашем сайте впервые публикуется расшифровка этого выступления, и вот почему. Слова Бориса Михайловича можно считать лучшей прелюдией к целому ряду мероприятий, связанных с 350-летним юбилеем Доменико Трезини, которые мы анонсируем в ближайшее время. 2020 год — год Трезини! Dunque, urrà e tally ho!
Уважаемые коллеги, дамы и господа! Почему мы сегодня говорим о Трезини? Наверное, ответ лежит на поверхности. Это первый зодчий нашего города – и этим все сказано. Он появился в Петербурге в 1704 году, когда здесь уже работали и немец Кирштенштейн, и француз Ламбер, и русский Устинов. Но это были, так сказать, мимолетные, эпизодические фигуры. Трезини остался здесь навсегда, до конца своей жизни, на долгие 30 лет.
За эти 30 лет его патрон Петр Великий пытался найти других архитекторов, которые относились к разряду европейских звезд. Например, выдающийся немецкий архитектор-скульптор Андреас Шлютер. Год прожил, скончался. Не выдержал ни сурового климата, ни психологического нажима великого государя. Приехал Леблон, замечательный мастер садового искусства, теоретик, градостроитель и, конечно, прекрасный архитектор. Привез с собой целую команду специалистов, из которых было образовано, по-моему, 19 мастерских. Продержался два с половиной года – и его не стало…
Трезини, помимо дара зодчего, градостроителя, видимо, обладал определенными человеческими качествами: упорством и в то же время гибкостью, способностью переносить превратности той сложной эпохи. И это действительно позволило стать ему не просто первым архитектором нашего города, но создателем петровского Петербурга. Мы находимся на территории Петропавловской крепости. Здесь все напоминает о Доменико Трезини. А он, между прочим, являл собою фигуру синтетическую, универсальную, что отвечало вкусам Петра. Мы говорим о его итало-швейцарских корнях. Это правильно, но вообще-то в Петербург он приехал как датский инженер. Он несколько лет работал архитектором и инженером у датского короля в Копенгагене, и именно в этом качестве появился здесь. И это сочетание итальянских корней, школы итальянского барокко и условий северного строительства, иной стилистики, в общем-то, и сделало его олицетворением, зеркалом всей архитектуры раннего барокко. Тот же Петропавловский собор. Когда-то я пытался разобраться в его архитектурных истоках и с удивлением обнаружил, что все мэтры, включая Игоря Грабаря, проглядели его итальянскую основу – тип итальянской католической церкви, который был распространен от Рима до Белоруссии. Но на эту итальянскую основу Трезини водрузил северную верхушку – башню со шпилем.
Трезини мы знаем как создателя многих замечательных памятников и ансамблей: это Александро-Невская лавра, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I, Зимний дворец Петра I и многое другое. Следует отметить, что он первый принес в Петербург регулярную планировку. До него город застраивался кое-как. Первые кварталы с прямоугольной сетью улиц появились по его проекту в Литейной части, где нынешние Захарьевская, Шпалерная и параллельные им улицы. Следом – проект Васильевского острова, который считают более примитивным по планировке, чем проект Леблона. Но проект Леблона остался на бумаге, а проект Трезини воплощен в жизнь.
Можно бесконечно, конечно, говорить о творчестве этого мастера. Слава богу, о нем написаны книги. Существовал, кстати, целый клан Трезини, это тоже интересный феномен. Творчество других Трезини пока не очень изучено, остаются вопросительные знаки. Мне представляется, что Пьетро Антонио Трезини – это мастер русского барокко, который идет следом за Растрелли, Чевакинским, Ухтомским. А может быть, и рядом с ними, не считая, конечно, Растрелли, который выше всех.
Итак, Трезини. Мы говорим «ДоменИко», хотя, может быть, правильнее «ДомЕнико». А вообще, писался он «Доминико». Год его рождения указывается как 1670-й. Значит, 2020 год – 350 лет Трезини! Это памятная дата, которая, по-моему, должна отмечаться в масштабе не только Петербурга, но и Российской Федерации. И не должна пройти незамеченной и для Швейцарской Конфедерации. Думаю, что, помимо конкурса, мы должны быть инициаторами движения «Память Трезини». 2020 год – год Трезини. Замечательно, что к этому времени состоится уже второй открытый конкурс «Золотой Трезини». Хочется пожелать, чтобы ему была суждена долгая жизнь.
У Александра Бенуа есть статья под смешным названием «Рассадник искусств». Речь идет о кантоне Тичино, откуда вышли поколения, династии архитекторов, скульпторов, художников, прославившихся за границей, в то числе в России: Руска, Адамини, Лукини, Висконти и т. д. То есть, помимо всего прочего, Трезини открыл дорогу из восточной Швейцарии в Северную столицу России, на берега Невы. И этим не исчерпывается объем наших разнообразных культурных контактов. Я хочу напомнить о том, что в 1910-х годах в Петербурге работал Робер Майар. Это инженер – может быть, самый выдающийся во всем XX веке, о котором в книге Зигфрида Гидиона «Пространство, время, архитектура» написано столько же, сколько о Ле Корбюзье. Но об этом мы пока еще знаем мало. Так что нам предстоит изучить, открыть новые страницы архитектурных, культурных контактов между Россией и Швейцарией.
Когда-то я лет 20 с лишним работал в музее в Петропавловской крепости и, конечно, представляю себе его коллекции, в том числе по XX веку, по современному периоду. Здесь достойно представлена первая половина XX века. А более поздний период – достаточно интересно, но фрагментарно, очень разрозненно. Поэтому то, что конкурс «Золотой Трезини» будет содействовать пополнению коллекции Музея истории Санкт-Петербурга – это важный, принципиальный момент. Спасибо за внимание!
Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.
«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
Официальные партнеры
Информационные партнеры