Фокусируясь на достижениях архитекторов сегодняшнего дня, мы в «Золотом Трезини» стараемся не забывать об их великих предшественниках — прежде всего о том, чьим именем назван наш проект. И сегодня у нас в своем роде праздник — премьера небольшого исследования о Доменико Трезини на сайте www.goldtrezzini.ru. Историк Мария Кочиева, кандидат культурологии, сотрудник Государственного музея истории Санкт-Петербурга, автор статей для рубрики «Петербург. Начало» раздела «Наследие» газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и большой друг нашего конкурса, предложила нам для размещения свою недавнюю работу, которую мы принимаем с удовольствием и благодарностью. Публикуется впервые.
Трезини на строительстве Петербурга
(по следам архивных документов)
Круг повседневных дел Доменико Трезини на строительстве Петербурга позволяют представить многочисленные архивные документы. Заглянем с их помощью в ноябрь 1731 года и попробуем представить себе, какими были трудовые будни первого архитектора нашего города.
Петербург, 22 ноября 1731 года. В Канцелярии от строений слушают поданные рапорты инженера прапорщика Мауринова и капитана Савенкова. В них лаконично и, вместе с тем, наглядно говорилось о последствиях разрушений, произошедших 19 ноября ночью в окрестностях Петербурга. В Петергофе серьезно пострадала гавань у большого канала, разбились установленные на ней две пирамиды со стеклянными фонарями, «с наружных сторон ряжи и сваи прибылою от погоды большою водою и наносным льдом розломало и дикой камень в гавани розметало и розсыпало». Сообщалось о повреждениях гавани в Ораниенбауме и судовой пристани возле кирпичных заводов в Мартышкино («всю розломало ж и фашины от берегу взбило»).
Можно представить, как сильно тогда разыгралась стихия… Штормовой ветер усиливал удары нагонных волн и льда, обрушившихся на приморские гавани. Вырваны забитые в основание пристаней сваи, разлетелись в разные стороны булыжники и фашины (связки прутьев, перевязанные скрученными прутьями или веревками), использовавшиеся для укрепления берега.
Заслушав рапорты, руководители Канцелярии приказывают послать указ «к полковнику от фортофикации и архитекту Трезину, к архитекту Земцову, спичному (от слов «спиц», «шпиц» / «шпиль») и столярного дела к мастеру Фамболесу». Им велено срочно ехать в Петергоф и в Ораниенбаум для осмотра повреждений, а затем – подать ведомость, каким образом все починить, рассчитать количество необходимых материалов и людей.
Они знали друг друга много лет. Михаил Земцов был одним из наиболее талантливых учеников Трезини, его верным помощником. Фамболес – голландец Гарман фон Болес, суперспециалист, возводивший в Петербурге подъемные мосты, шпили храмов, плотины. Именно Трезини привлек его к работе над шпилем колокольни Петропавловского собора.
Прошло несколько дней… 26 ноября 1731 года в Канцелярии от строений вновь проходит заседание. Руководитель Канцелярии генерал-майор господин Сенявин беседует с Трезини, Земцовым и Болесом – обсуждают, как следует чинить и укреплять разрушенное. Из текста протокола узнаем, что… к разрушенным объектам они не выезжали. На вопрос Сенявина «Чего ради они по посланным к ним из канцелярии от строений указом для осмотру той гавани в Петергофе не бывали», спокойно ответили: «За имеющимися при Санкт питер бурхе многими нужнейшими работами, а паче за строением триумфальных ворот никоим образом ехать невозможно».
Скорее всего, как старший по званию, это сказал Трезини. Дел в Петербурге действительно хватало… Вскоре предстояли большие изменения в жизни города. Племянница Петра Анна Иоанновна решила вернуть столицу на берега Невы. Весь 1731 год императрица находилась в Москве, ожидая в древней столице торжественного въезда в Санкт-Петербург.
Город прихорашивался к этой судьбоносной для него встрече, наводя столичный лоск в те несколько лет, что императорский двор Петра II отсутствовал в Петербурге. Готовились апартаменты для царского двора, возводились триумфальные арки в честь новой государыни, активизировалось строительство Петропавловской крепости… Доменико Трезини проектирует две арки, курирует их строительство. Одну устанавливали на Троицкой площади, а вторую – на Невском проспекте в районе Аничкова моста.
Д. Трезини. Первые триумфальные ворота на Троицкой площади. Рисунок неизвестного художника. 1730—1740-е гг.
Д. Трезини. Аничковские триумфальные ворота. Рисунок неизвестного художника. 1730—1740-е гг.
Продумывалось и место отдыха императрицы в Петропавловской крепости: Трезини занят строительством небольшого павильона на болворке Святой Екатерины (Нарышкином бастионе). Благодаря изящной башенке Трезини этот бастион стал самым нарядным укреплением в крепости. А Анна Иоанновна действительно любила подниматься на башню, смотреть с ее высоты на город.
Флагшточная башня на Петропавловской крепости. Фрагмент гравюры Е.Г. Виноградова. 1750—1753 гг.
Много сил и времени требовало строительство Петропавловского собора, который необходимо было «привесть во окончание в немедленном времени». Продолжалась многолетняя перестройка крепостных куртин и бастионов в камне. Начинались работы по устройству Иоанновского равелина. Трезини решает множество вопросов, каждый из которых требует письменного доношения в Канцелярию от строений. На основании его писем составлялись указы, выделялись работники, отпускались средства на закупку и изготовление необходимых материалов. Он контролирует качество строительных материалов: бракует негодные дубовые доски для ступеней к алтарю: «Класть их невозможно понеже трупореховаты (то есть трухлявые, загнившие)»… Просит отпустить «из здоровых десяти кряжей» (толстые короткие бревна) и напилить их «в городе» (то есть в Петропавловской крепости), указывает нужные размеры досок.
Чтобы внутренние работы в церкви Святых апостолов Петра и Павла (Петропавловском соборе) шли полным ходом, требовалась четкая организация процесса. В ноябре 1731 года Трезини запрашивает в Канцелярии трех маляров (так тогда называли живописцев) и подмастерья для росписи стены иконостаса, «которая изнутри олтаря ныне обита холстом и надлежит оную росписать пристойным арнаментом».
В свою очередь «живописного дела мастер Андрей Матвеев» в своем доношении сообщает, что к этой работе живописцев определить невозможно, так как они «обретаютца у письма картин к триумфальным воротам, которые повелено построить по имянному Ея императорского величества Указу к пришествию Ея величества в Санкт питер бурх». Опять вечная проблема – нехватка мастеров. Решили временно взять для работ в соборе живописцев и учеников из конторы Партикулярной верфи.
В ноябре 1731 года Трезини занимается часами на колокольне Петропавловского собора: предстояли работы по отливке цифр и часовых кругов, обиванию медными листами циферблата и т. д.
Поэтому неудивительно, что в плотном графике Трезини не нашлось времени съездить в Петергоф и Ораниенбаум осмотреть разрушенные гавани. Невыполненное задание поручили другим: инженеру прапорщику Мауринову, механического дела подмастерью Ладыженскому и гезелю (помощнику архитектора) Исакову. А камень и тес «вычищать со всяким поспешанием» находящимися там у работ солдатами и наемными работными людьми.
Мария Кочиева
Источник иллюстраций: Малиновский К. В. Доминико Трезини. СПб, Крига, 2007.
Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное. Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга.
Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.
Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.
«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/
Официальные партнеры
Информационные партнеры