Журналист Евгений Хакназаров побывал на первой лекции проекта «Посольство архитектуры» в Центре искусств и музыки библиотеки им. Маяковского и рассказал о ней на страницах газеты «Культура». От всей души благодарим Евгения за материал и ждем читателей «Культуры» на следующих лекциях! Анонсы появятся на https://embassy.goldtrezzini.ru.

«Посольство архитектуры»: пропишется ли в Петербурге «Оскар» для зодчих?

В Северной столице стартовал общедоступный просветительский архитектурный проект. Вдохновители «Посольства архитектуры», открытого под эгидой международного конкурса «Золотой Трезини», заявляют об оскаровских амбициях и живут при «архитектурном коммунизме».

Лекция одного из самых известных российских архитекторов Максима Атаянца «Европейский образ Пальмиры и архитектурные увражи», которая прошла сразу после майских праздников в Центре искусств и музыки петербургской Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского, стала едва ли не первым постпандемийным событием такого рода. Если открытые театры, концертные залы и музеи для нас уже стали привычными, то просветительские и образовательные проекты все еще не спешат выходить из zoom-режима. Примечательно вдвойне, что социальный клуб «Посольство архитектуры» заявлен как общедоступный бесплатный проект и его организаторы обещают держать высокую планку, не скатываясь в хипстерство и развлекательность под маской культуры.

«Посольство архитектуры» — совместный проект международного архитектурного конкурса «Золотой Трезини», который проводится в Петербурге четвертый год подряд, и библиотеки имени Маяковского. Собственно, с конкурса все и началось. За свою пока еще недолгую жизнь он привлек внимание огромного числа архитекторов и дизайнеров, реставраторов и студентов. Конкурс поддерживают как петербургское представительство МИД РФ и Комитет по внешним связям города, так и консульства Франции, Кореи и Швейцарии в Санкт-Петербурге. Высочайшую профессиональную планку задают жюри и Международный совет конкурса, возглавляемый Михаилом Пиотровским, — именно они решают, кто в итоге получит позолоченные статуэтки первого архитектора Петербурга Доменико Трезини. Его потомок Лоренцо Трезини также входит в состав Совета конкурса, который, в принципе, собрал в себе первые имена в культурном менеджменте. Назовем только некоторые: Владимир Гусев (Русский музей), Зельфира Трегулова (Третьяковская галерея), Марина Лошак (ГМИИ им. Пушкина), Елена Кальницкая (ГМЗ «Петергоф»), Ольга Таратынова (ГМЗ «Царское Село»). Зарубежный список членов совета не менее впечатляет, в него входят директор Музея и Фонда Соломона Гуггенхайма Ричард Армстронг, директор Музея Гетти Тимоти Поттс, директор Музея Маурицхейс Мартина Госселинк, генеральный директор Музея Бельведер Стелла Роллиг, директор музеев Альбертина и Альбертина Модерн Клаус Альбрехт Шрёдер, президент Международного союза архитекторов Томас Воньер и многие другие. В числе экспертов жюри — более двухсот именитых специалистов из 31 страны, от Даниэля Либескинда до Никиты Явейна: архитекторы, дизайнеры, деятели культуры, ректоры и деканы архитектурных вузов, расположенных на всех континентах.

«Золотой Трезини» изначально принимал заявки на участие онлайн, и члены жюри также оценивали проекты удаленно. В условиях пандемии это сыграло на руку организаторам: в прошлом году, на пике инфекции, когда многие проекты затормозились, случился невиданный всплеск заявок — свои проекты предложили 744 участника из 59 стран. Стало ясно, что люди жаждут общения и вне конкурса. Организаторы конкурса поняли, что выход в офлайн неизбежен, и пришли к выводу о необходимости появления новой площадки, где можно слушать лекции и общаться. Таковой и призвано стать «Посольство архитектуры». Если все пройдет удачно и проект приживется, то, по мнению организаторов, Санкт-Петербург в перспективе может стать ключевым международным центром дискуссии об архитектуре. Нет амбиций — нет движения вперед, убежден председатель оргкомитета Международного конкурса «Золотой Трезини» Павел Черняков:

— Мы возвращаем в какой-то степени историческую традицию отношения к архитектуре как к искусству. И отбираем проекты прежде всего с этой точки зрения. Именно поэтому наряду со всемирно известными архитекторами работы оценивают директора музеев. Также впервые в России нами поставлена задача музеефикации текущего архитектурного процесса. Мы можем судить о работах архитекторов прошлого, в том числе нереализованных проектах, не только по сохранившимся зданиям, но и основываясь на гравюрах, рисунках, акварельных «отмывках» и так далее. После девяностых годов прошлого века такая «бумажная» практика сошла на нет. Все делается в компьютере. Неосуществленные проекты и планы останутся только в цифровом виде, и лет через пятьдесят историки архитектуры могут просто не найти эти файлы. Помешают компьютерные вирусы и тот факт, что со временем данные могут уничтожиться сами по себе. Наши эксперты отбирают интересные проекты, не обязательно победившие на конкурсе. Они профессионально распечатываются на специальной бумаге и передаются в собрание нашего генерального музейного партнера — Музея истории Петербурга, где находится ценнейший фонд архитектурной графики. И через сто лет исследователи проектной культуры смогут поднять в архивах то, чем жила современная нам архитектура. Ясно, что с момента проведения первого «Золотого Трезини» в 2018 году мы превратились в нечто большее, чем просто конкурс. Было решено создать институцию, делать выставки и лекции, посвященные архитектуре и реставрации. Проект назвали «Посольство архитектуры», его миссия — народная архитектурная дипломатия. Ведь даже в самые суровые времена холодной войны миротворческую миссию со стороны СССР выполняли опера и балет, а к нам приезжали выставки из западных музеев. Уверен, что сейчас такая миссия по плечу искусству архитектуры. Все наши лекции общедоступны, бесплатны, транслируются онлайн и выкладываются в Сеть.

Первое событие «Посольства архитектуры» было посвящено наследию Сирии — одной из горячих точек планеты, куда, несмотря на опасности, ездят архитекторы и реставраторы, чтобы изучить последствия ужасной гуманитарной катастрофы, понять перспективы восстановления древней Пальмиры. А сейчас мы ведем переговоры о возможном приезде в Петербург французских архитекторов и урбанистов, — рассказал он «Культуре».

На вопрос об источниках финансирования нового просветительского проекта Павел Черняков отвечает, что организаторы живут в «маленьком архитектурном коммунизме» — лекторы соглашаются выступить без гонораров, а Маяковка не только безвозмездно предоставила помещение, но и обеспечивает прямую трансляцию.

В том, что необходимость в таких проектах назрела, уверен заслуженный архитектор РФ Максим Атаянц:

— В последние несколько лет у нас в обществе тема публичных лекций очень сильно востребована, и этим много кто занимается на самых разных началах. Для меня тот факт, что с этой лекции что-то началось, — очень важный момент возвращения к нормальной очной форме подобных вещей. Я совершенно не воспринимаю Zoom и прочие интерактивные вещи. Во время любой лекции чрезвычайно важен прямой контакт с аудиторией. То, что появилась такая площадка, по сути заново начавшая формат публичных лекций в Петербурге, — это очень хорошо. К слову, меня достаточно часто зовут где-то что-то прочитать, но я принципиально не делаю публичных выступлений на коммерческой основе. Там, где за вход собирают деньги, я стараюсь не участвовать.

Мне нравится, что здесь нет задачи угождать публике и можно поддерживать определенный уровень серьезности разговора. Иначе может получиться как с телевидением, когда потакание аудитории приводит к снижению уровня конечного результата. Это опасно, потому что сейчас и без того много таких примеров. Конечно же, проект не рассчитан на специалистов — они и так многое знают. Лучше сказать так: нужно, чтобы и специалистам как минимум что-то из того, что я говорю, было интересно. Чтобы они посмотрели на какие-то вопросы под новым углом. В целом лекции и рассчитаны на публику, которая посещает подобные места, — это люди с высшим образованием, часто старшего возраста, которые стойко составляют определенную часть аудитории. Также это студенты профильных вузов. Что касается амбиций организаторов — некоторые шансы на оскаровский уровень есть. Как член жюри, я знаю, процесс подсчета голосов происходит под надзором аудиторской фирмы, которая жестко отслеживает ситуацию. Это симпатичный момент. И закончу шутливым напутствием: я желаю конкурсу развиться в архитектурный «Оскар» до того, как само это понятие будет окончательно дискредитировано американской киноакадемией, — прокомментировал архитектор «Культуре».

Помимо первой лекции «Посольства архитектуры», в Центре искусств и музыки на Невском, 20, только что прошла организованная оргкомитетом «Золотого Трезини» выставка «Архитектура как искусство». Предполагается, что открытые лекции будут проходить каждый месяц, возможно подключение к проекту новых площадок.

Фото: Виталий Коликов

Оригинал публикации: https://portal-kultura.ru/articles/country/332994-posolstvo-arkhitektury-propishetsya-li-v-peterburge-oskar-dlya-zodchikh/

Все новости конкурса «Золотой Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры