Главный атрибут церемонии награждения победителей архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» – золотые статуэтки, изображающие первого зодчего Санкт-Петербурга Доменико Андреа Трезини. Их изготовление взял на себя Ювелирный дом Baskrin. На наши вопросы отвечает генеральный директор компании Олег Мищенко.

Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах производства статуэток для победителей конкурса «Золотой Трезини». Кстати, сколько времени заняло их изготовление?

Процесс изготовления длился пять месяцев, если считать работу над первоначальной моделью статуэтки. Она была изготовлена автором, Дмитрием Комовым, вручную из композитного материала. Эту модель поместили в 3D-сканер, который мы используем для сканирования и создания цифровых 3D-моделей. Созданная модель была «подправлена» в специальной программе, убраны все шероховатости, неровности. После того как 3D-заготовка была подготовлена для «выращивания» мастер-модели в полимере, мы поместили ее в 3D-принтер...

 

– Подождите, что значит «выращивания»?

– Это принцип, на котором основана работа почти всех современных 3D-принтеров. Методика подразумевает послойное «выращивание» объекта – в нашем случае «Золотого Трезини» – из расплавленного полимера. По сути, имея трехмерную модель статуэтки, мы можем воспроизвести любое количество ее копий на 3D-принтере. Правда, 3D-печать не может заменить конвейер с массовым производством — скорость послойного формирования деталей из полимера невысока. В нашем примере «выращивание» каждой статуэтки занимает более суток. Выращенный Золо… Давайте, для простоты будем называть его просто Трезини! Выращенный в 3D-принтере Трезини обрабатывается вручную, его поверхности шлифуются для следующей стадии – изготовления слепка из силиконовой резины.

 

– То есть первый Трезини – композитный, второй – компьютерный, в виде 3Dмодели, третий – полимерный, а четвертый – силиконовый?

Все верно. Полимерная модель помещается в жидкую силиконовую резину, резина застывает, а затем разрезается специальным инструментом. И получатся силиконовая форма, в которую заливают расплавленный ювелирный воск. Таким образом, если принять за основу предложенный вами отсчет, пятый Трезини – восковой, на нашем языке – «восковка». Из исходной силиконовой формы изготавливается то количество восковок, которое нужно для конкурса. Потом на каждого воскового Трезини наплавляется специальная литниковая система для правильного распределения металла в процессе литья.

 

Литниковая – от слова «лить»?

Правильно. Это питающая система каналов и полостей в форме, через которые жидкий расплавленный материал – для наших статуэток это металл – подается в полость литьевой формы под давлением. Наш Трезини достаточно крупный мужчина, и чтобы металл достиг всех нужных точек и не застыл раньше времени, ему нужна литниковая система. Восковой Трезини вместе с литниковой системой помещается в металлическую опоку – специальное приспособление в форме цилиндра для удержания формовочной смеси при заливке металлом. И эта размещенная внутри опоки восковка затем заливается ювелирной формомассой на основе гипса...

 

Восковка, литниковая система, опока, формомасса… За свою жизнь я взял много интервью, но только благодаря вашему узнал так много новых слов!

Учиться никогда не поздно. Я продолжу. После заливки формомассой Трезини помещается в вакуумную машину с вибросистемой. Она нужна для удаления пузырьков воздуха из формомассы для качественной формовки. Когда формомасса застывает, опока помещается в специальную печь для удаления воска. В этой печи воск выплавляется при температуре 60-70 градусов. Проще говоря, воск из этой массы вытекает, благодаря чему внутри помещенной в опоку формомассы образуется полость в форме будущей статуэтки. Следующий этап – прокалка гипсовой формомассы в течение 12 часов при температуре 700-740 градусов. Наконец, из печи извлекается… какой там у нас по счету?

 

Шестой!

Шестой, затвердевший Трезини (точнее, формомасса с полостью в форме Трезини) извлекается из печи и помещается вместе с опокой в литейную машину. В этой машине и формируется отливка из металла, ювелирной латуни. Расплавленная латунь заливается в опоку по литниковой системе. Когда металл остывает, опоку достают из литейной машины, застывшую формомассу разбивают, доставая из нее седьмого, латунного Трезини. Он еще мало похож на себя, весь в литниковой системе, как в паутинках – тонких канальчиках, через которые поступал расплавленный металл.

Следующий этап, один из самых трудоемких и кропотливых, – ручная обработка металлической фигурки с помощью множества абразивных инструментов.

 

– Косметическая операция?

Скорее хирургическая. Убираются все неровности, если есть поры – запаиваются, грани тщательно шлифуются, затем Трезини «переезжает» на участок полировки, где его поверхность доводят до идеального состояния, полируют с помощью специальных ювелирных щеток и паст. Много времени уходит на проверку – нет ли дефектов, чистая ли поверхность. И только после того, как у нашего Трезини нет ни сучка ни задоринки, приходит время окунуться в три ванны подряд...

 

Это что же, Трезини, как в «Коньке-Горбунке», чтобы обрести вечную молодость, должен окунуться в три котлас молоком, кипящей и ледяной водой?

– Почти. Только не в котлы, а в ванночки с кислотоупорным покрытием. В первой ванночке происходит гальваническое меднение, во второй гальваническое никелирование, а в третьей – покрытие слоем золота толщиной 20 микрон. Сам принцип везде один, и он прост. Процесс электролиза известен каждому по школьным учебникам физики: ванна с электролитом, источник тока, катод – Трезини, анод из металла. Работа проводится с помощью токопроводящих подвесов и барабанов, сделанных из кислостойких материалов. Весь процесс проходит при меняющейся температуре и необходимой плотности тока, которые поддерживаются автоматическими регуляторами.

 

– И после того, как Трезини становится Золотым – его уже можно вручать победителям конкурса?

Не совсем! Даже после золочения статуэтка нуждается в финишной, очень нежной обработке, уже без инструмента, с помощью специальных салфеток для ювелирных изделий с золотым покрытием. И потом – не забудьте о постаменте! Заготовка для постамента для Трезини выпиливается из натурального черного мрамора на станке, далее вручную этой заготовке придают нужную форму, полируют и только потом мастер соединяет постамент со статуэткой с помощью штифтов и двухкомпонентного клея. И последний этап производства – крепление табличек…

 

А потом еще пункт назначения – торжественная церемония награждения, где каждый Трезини встретит своего победителя. Олег Николаевич, спасибо за раскрытие тайны рождения главного символа нашего конкурса! И последний вопрос: я правильно понимаю, что с таким объемом ручного труда при создании статуэток ни один «Золотой Трезини» не является точной копией своих братьев?

Совершенно верно! Это же не штамповка какая-нибудь. На фотографиях наши Трезини похожи друг на друга, но если подержать их в руках, становится понятно, что каждая статуэтка уникальна. Ведь даже самый профессиональный ювелир не сможет слепо повторить движение собственной руки с инструментом при обработке, скажем, горбинки на носу Трезини…

 

– Вот почему мне кажется, что у них даже выражения лиц разные!

– Не кажется, это так и есть.

 

Беседовал Павел Черняков

Фото: Анастасия Гусарова

Благодарим Ювелирный дом Baskrin за помощь в организации фотосъемки.

 

СПРАВКА

Ювелирный дом Baskrin представляет собой компанию с замкнутым циклом производства и сосредоточен на производстве ювелирных украшений с бриллиантами и другими драгоценными камнями, продаже сертифицированных бриллиантов и самоцветов, изготовлении украшений по индивидуальному заказу, а также производстве эксклюзивных подарков и сувенирной продукции, наградной символики и даже предметов интерьера.

Оригинал публикации: «Галерея красивых домов и квартир», № 11-2018.

Больше фото процесса изготовления статуэток «Золотой Трезини».