Главный атрибут церемонии награждения победителей архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» – золотые статуэтки, изображающие первого зодчего Санкт-Петербурга Доменико Андреа Трезини. Их изготовление взял на себя Ювелирный дом Baskrin. На наши вопросы отвечает генеральный директор компании Олег Мищенко.
– Олег Николаевич, расскажите, пожалуйста, об основных этапах производства статуэток для победителей конкурса «Золотой Трезини». Кстати, сколько времени заняло их изготовление?
– Процесс изготовления длился пять месяцев, если считать работу над первоначальной моделью статуэтки. Она была изготовлена автором, Дмитрием Комовым, вручную из композитного материала. Эту модель поместили в 3D-сканер, который мы используем для сканирования и создания цифровых 3D-моделей. Созданная модель была «подправлена» в специальной программе, убраны все шероховатости, неровности. После того как 3D-заготовка была подготовлена для «выращивания» мастер-модели в полимере, мы поместили ее в 3D-принтер...
– Подождите, что значит «выращивания»?
– Это принцип, на котором основана работа почти всех современных 3D-принтеров. Методика подразумевает послойное «выращивание» объекта – в нашем случае «Золотого Трезини» – из расплавленного полимера. По сути, имея трехмерную модель статуэтки, мы можем воспроизвести любое количество ее копий на 3D-принтере. Правда, 3D-печать не может заменить конвейер с массовым производством — скорость послойного формирования деталей из полимера невысока. В нашем примере «выращивание» каждой статуэтки занимает более суток. Выращенный Золо… Давайте, для простоты будем называть его просто Трезини! Выращенный в 3D-принтере Трезини обрабатывается вручную, его поверхности шлифуются для следующей стадии – изготовления слепка из силиконовой резины.
– То есть первый Трезини – композитный, второй – компьютерный, в виде 3D— модели, третий – полимерный, а четвертый – силиконовый?
– Все верно. Полимерная модель помещается в жидкую силиконовую резину, резина застывает, а затем разрезается специальным инструментом. И получатся силиконовая форма, в которую заливают расплавленный ювелирный воск. Таким образом, если принять за основу предложенный вами отсчет, пятый Трезини – восковой, на нашем языке – «восковка». Из исходной силиконовой формы изготавливается то количество восковок, которое нужно для конкурса. Потом на каждого воскового Трезини наплавляется специальная литниковая система для правильного распределения металла в процессе литья.
– Литниковая – от слова «лить»?
– Правильно. Это питающая система каналов и полостей в форме, через которые жидкий расплавленный материал – для наших статуэток это металл – подается в полость литьевой формы под давлением. Наш Трезини достаточно крупный мужчина, и чтобы металл достиг всех нужных точек и не застыл раньше времени, ему нужна литниковая система. Восковой Трезини вместе с литниковой системой помещается в металлическую опоку – специальное приспособление в форме цилиндра для удержания формовочной смеси при заливке металлом. И эта размещенная внутри опоки восковка затем заливается ювелирной формомассой на основе гипса...
– Восковка, литниковая система, опока, формомасса… За свою жизнь я взял много интервью, но только благодаря вашему узнал так много новых слов!
– Учиться никогда не поздно. Я продолжу. После заливки формомассой Трезини помещается в вакуумную машину с вибросистемой. Она нужна для удаления пузырьков воздуха из формомассы для качественной формовки. Когда формомасса застывает, опока помещается в специальную печь для удаления воска. В этой печи воск выплавляется при температуре 60-70 градусов. Проще говоря, воск из этой массы вытекает, благодаря чему внутри помещенной в опоку формомассы образуется полость в форме будущей статуэтки. Следующий этап – прокалка гипсовой формомассы в течение 12 часов при температуре 700-740 градусов. Наконец, из печи извлекается… какой там у нас по счету?
– Шестой!
– Шестой, затвердевший Трезини (точнее, формомасса с полостью в форме Трезини) извлекается из печи и помещается вместе с опокой в литейную машину. В этой машине и формируется отливка из металла, ювелирной латуни. Расплавленная латунь заливается в опоку по литниковой системе. Когда металл остывает, опоку достают из литейной машины, застывшую формомассу разбивают, доставая из нее седьмого, латунного Трезини. Он еще мало похож на себя, весь в литниковой системе, как в паутинках – тонких канальчиках, через которые поступал расплавленный металл.
Следующий этап, один из самых трудоемких и кропотливых, – ручная обработка металлической фигурки с помощью множества абразивных инструментов.
– Косметическая операция?
– Скорее хирургическая. Убираются все неровности, если есть поры – запаиваются, грани тщательно шлифуются, затем Трезини «переезжает» на участок полировки, где его поверхность доводят до идеального состояния, полируют с помощью специальных ювелирных щеток и паст. Много времени уходит на проверку – нет ли дефектов, чистая ли поверхность. И только после того, как у нашего Трезини нет ни сучка ни задоринки, приходит время окунуться в три ванны подряд...
– Это что же, Трезини, как в «Коньке-Горбунке», чтобы обрести вечную молодость, должен окунуться в три котла – с молоком, кипящей и ледяной водой?
– Почти. Только не в котлы, а в ванночки с кислотоупорным покрытием. В первой ванночке происходит гальваническое меднение, во второй гальваническое никелирование, а в третьей – покрытие слоем золота толщиной 20 микрон. Сам принцип везде один, и он прост. Процесс электролиза известен каждому по школьным учебникам физики: ванна с электролитом, источник тока, катод – Трезини, анод из металла. Работа проводится с помощью токопроводящих подвесов и барабанов, сделанных из кислостойких материалов. Весь процесс проходит при меняющейся температуре и необходимой плотности тока, которые поддерживаются автоматическими регуляторами.
– И после того, как Трезини становится Золотым – его уже можно вручать победителям конкурса?
– Не совсем! Даже после золочения статуэтка нуждается в финишной, очень нежной обработке, уже без инструмента, с помощью специальных салфеток для ювелирных изделий с золотым покрытием. И потом – не забудьте о постаменте! Заготовка для постамента для Трезини выпиливается из натурального черного мрамора на станке, далее вручную этой заготовке придают нужную форму, полируют и только потом мастер соединяет постамент со статуэткой с помощью штифтов и двухкомпонентного клея. И последний этап производства – крепление табличек…
– А потом еще пункт назначения – торжественная церемония награждения, где каждый Трезини встретит своего победителя. Олег Николаевич, спасибо за раскрытие тайны рождения главного символа нашего конкурса! И последний вопрос: я правильно понимаю, что с таким объемом ручного труда при создании статуэток ни один «Золотой Трезини» не является точной копией своих братьев?
– Совершенно верно! Это же не штамповка какая-нибудь. На фотографиях наши Трезини похожи друг на друга, но если подержать их в руках, становится понятно, что каждая статуэтка уникальна. Ведь даже самый профессиональный ювелир не сможет слепо повторить движение собственной руки с инструментом при обработке, скажем, горбинки на носу Трезини…
– Вот почему мне кажется, что у них даже выражения лиц разные!
– Не кажется, это так и есть.
Беседовал Павел Черняков
Фото: Анастасия Гусарова
Благодарим Ювелирный дом Baskrin за помощь в организации фотосъемки.
СПРАВКА
Ювелирный дом Baskrin представляет собой компанию с замкнутым циклом производства и сосредоточен на производстве ювелирных украшений с бриллиантами и другими драгоценными камнями, продаже сертифицированных бриллиантов и самоцветов, изготовлении украшений по индивидуальному заказу, а также производстве эксклюзивных подарков и сувенирной продукции, наградной символики и даже предметов интерьера.
Оригинал публикации: «Галерея красивых домов и квартир», № 11-2018.
Больше фото процесса изготовления статуэток «Золотой Трезини».