О трудностях, принесенных музеям ситуацией карантина, о достижениях, которые останутся полезными и после пандемии, а также о том, как концепция и дизайн выставки вырастают в самостоятельное художественное явление, нам рассказал директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара – член жюри конкурса «Золотой Трезини» и инициатор создания новой номинации «Лучший реализованный проект постоянной или временной музейной экспозиции».

 

Центральный выставочный зал «Манеж» – крупнейшее экспозиционное пространство в центре Санкт-Петербурга, официальный партнер конкурса «Золотой Трезини» с 2019 года. Основное направление деятельности Манежа – проведение художественных выставок и сопутствующих мероприятий: лекций и мастер-классов, семинаров по вопросам искусства и культуры, кинопоказов и концертов. Директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара руководит пространством с момента начала его новой истории – после масштабной реновации зала в 2016 году он отвечает за политику развития проекта на локальном и международном уровне.

 

Неизбежный вопрос, с которого нельзя не начать: как Манеж переживает карантин?

– Мы переживаем нынешнюю ситуацию в таком состоянии, которое не хотелось бы называть творческой паузой. Для многих сотрудников и в целом для Манежа это возможность. Мы всегда в трудностях ищем возможности. Последние годы были достаточно интенсивными для всех сотрудников, многие были погружены в текущие процессы, связанные с планированием, созданием выставок. Теперь пауза позволяет, мне кажется, набраться сил, чтобы изменить лицо Манежа и добавить новых смыслов в нашу выставочную программу. И я надеюсь, что это у нас получится.

Конечно, эта пауза несет и технические сложности, и финансовые проблемы. Заметная часть нашего бюджета складывалась из доходов.

 

От продажи билетов?

– Не только. Еще это различного рода мероприятия – форумы, конгрессы, которые были запланированы на лето. Мы были востребованной площадкой в этот период. Сейчас определенные резервы, созданные в прошлом, позволят нам существенно не менять программу, образ выставок. Конечно, резервы не бесконечны, но мы рассчитываем, что в начале лета начнем постепенно открываться для аудитории, а к осени вернемся к нормальному режиму работы.

 

Вы рассчитываете на поддержку властей? Комитета по культуре Петербурга, Минкульта?

– Мы надеемся на помощь, но в целом двух- или даже трехмесячная пауза – это в моем представлении не катастрофа, это в пределах нашей устойчивости. Наша собственная внутренняя политика строится на том, что мы некоммерческая организация. Доходы мы направляем на производство новых выставок, проекты. Пока что нам не пришлось отказываться от каких-то проектов – мы просто вынуждены перенести их на более поздний срок. И, конечно, мы не перестаем платить зарплату.

 

В новостях можно прочитать, что некоторые крупные музеи, галереи, в том числе западные, сокращают сотрудников.

– Я думаю, вряд ли это массовые увольнения. Конечно, современные музеи ориентированы на взаимодействие с аудиторией. И, наверное, ту часть, которая взаимодействует с посетителями, сократили в буквальном смысле. Нам удалось этого избежать. Но еще важно, что в Европе за сокращением штата следует мощная государственная поддержка, поэтому это никем не воспринимается как какая-то трагедия. Я думаю, как только музеи откроются, все будет восстановлено.

 

Манеж за время карантина уже выпустил несколько онлайн-проектов, расскажите о них.

– Мы эту историю с онлайном развивали и раньше, просто теперь, естественно, занялись активнее. Но план документировать выставки не только в формате каталогов и репортажей, но и в формате 3D-моделей уже существовал. И по выставке «Дейнека / Самохвалов», и по «Лаборатории будущего» были созданы 3D-модели. Такая модель – это очень достоверный документ, она достаточно четко передает атмосферу, пространство, геометрию. Конечно, чтобы по-настоящему познакомиться с произведением искусства, нужно увидеть его вживую, но получить некое представление о выставке точно можно и с помощью модели.

Сейчас мы эти 3D-модели дополняем регулярными онлайн-экскурсиями. В будущем эта практика сохранится – она будет востребована как минимум у аудитории, находящейся не в Петербурге.

 

Ну а теперь давайте повернем в сторону нашего общего дела – конкурса «Золотой Трезини», который изначально задумывался как преимущественно онлайн-проект и поэтому пока от карантина не пострадал. По вашей инициативе в 2020 году на конкурсе появилась новая номинация «Лучший реализованный проект постоянной или временной музейной экспозиции». Как возникла эта идея, почему именно сейчас?

Мне кажется, в истории выставок можно проследить эволюцию от декорирования выставочных пространств к дизайну – к чему-то большему, чем украшательство. Работа с выставками стала важна для художественной практики архитекторов, они уделяют большое внимание этой работе. Возможно, крупным архитектурным мастерским, которые работают с масштабными объектами, с огромными бюджетами, тяжелее переключиться на такой формат. А для небольших студий, которые привыкли взаимодействовать с непосредственным заказчиком это драгоценный опыт. Я знаю, что многие архитекторы включают в портфолио, наряду с проектами жилых домов, промышленных объектов, общественных пространств, свои работы для музеев. При этом, как мне кажется, практики и навыки, которые они используют в разных видах своей деятельности, как бы перетекают друг в друга. Например, архитекторы, склонные к современному, провокационному дизайну в строительных проектах, пытаются транслировать подобные решения и в выставочных работах.

Для искусства сегодня важен принцип междисциплинарного влияния. Где-то графический дизайн начинает влиять на архитектуру, где-то дизайнерское решение вырастает из архитектурной базы. А если речь идет о выставке, то вдобавок все это основано на кураторской идее. Возникает интересное творческое взаимодействие.

 

Таким образом, объявляя выставочную номинацию, мы хотим зафиксировать этот тренд?

Да, эта номинация в том числе подтолкнет нас к тому, чтобы осмыслить происходящее как целостное явление, а не как разрозненные попытки музеев и галерей проявить себя. Сейчас название номинации звучит как что-то экспериментальное, но у меня есть достаточная уверенность, что она поможет раскрыть уже существующее важное явление, сфокусироваться на нем.

Мы можем говорить о том, что выставка – это самостоятельный проект, и в ее успехе или неуспехе велика роль дизайнера, архитектора экспозиции, а не только авторов работ, которые выступают экспонатами. В современном мире интерпретация произведения искусства становится не менее важной, чем само произведение. Куратор создает свое высказывание путем отбора произведений, выстраивания последовательности восприятия, использования музыки, дизайна и архитектуры. Это активно работает для широкой аудитории, у которой нет профессиональной подготовки или способности общаться с произведением наедине. Но я знаю, что и многие хорошо подготовленные люди, разбирающиеся в искусстве, имеющие огромную насмотренность, становятся заложниками собственного восприятия. И когда они видят новый ракурс, подачу известного им произведения в новом контексте, окружение его некими объемами, цветами, архитектурой – они открывают для себя новые смыслы. Продуманная интерпретация важна и для неофитов, но и для тех, кто уже замылил глаз. Поэтому, хотя музейная сфера в целом консервативна и стоит на том, главная ценность – это их коллекции, даже такие классические, сверхклассические институции, как Эрмитаж, начинают впускать в себя кураторские высказывания, уделять внимание дизайну.

 

По правилам конкурса «Золотой Трезини», член жюри имеет права выставлять заявки на конкурс при условии, что он не будет голосовать в соответствующей номинации. Какие выставки, прошедшие в Манеже в 2018—2020 годах, на ваш взгляд, могли бы претендовать на награду? 

Ну, тут я не могу быть объективным! Банальное сравнение – но нельзя спрашивать родителей, какой ребенок у них любимый. Есть проекты, которые очевидно прозвучали в общественном сознании, стали неким новым словом – это можно видеть со стороны. Это, конечно, в первую очередь «Дейнека / Самохвалов». Мне лично очень нравится «Жизнь после жизни» – ее я до сих пор считаю самой красивой выставкой. «Лаборатория будущего», наверное, очень верно передала тему и позволила правильно ее воспринимать. Она очень структурированная и, несмотря на то что там присутствует архитектура, она очень естественна, абсолютно не нарочита. В некоторых проектах архитектура сознательно выводится куратором на первый план, создает мощное впечатление, а проект «Лаборатория будущего» – это способ деликатного разговора с аудиторией о представленных произведениях искусства.

 Беседовал Павел Черняков


Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное.

Подать заявку: https://goldtrezzini.ru/application-2020/.

Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга. Почетный председатель Международного совета конкурса — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры

Рубрики: Новости премии