О трудностях, принесенных музеям ситуацией карантина, о достижениях, которые останутся полезными и после пандемии, а также о том, как концепция и дизайн выставки вырастают в самостоятельное художественное явление, нам рассказал директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара – член жюри конкурса «Золотой Трезини» и инициатор создания новой номинации «Лучший реализованный проект постоянной или временной музейной экспозиции».

 

Центральный выставочный зал «Манеж» – крупнейшее экспозиционное пространство в центре Санкт-Петербурга, официальный партнер конкурса «Золотой Трезини» с 2019 года. Основное направление деятельности Манежа – проведение художественных выставок и сопутствующих мероприятий: лекций и мастер-классов, семинаров по вопросам искусства и культуры, кинопоказов и концертов. Директор ЦВЗ «Манеж» Павел Пригара руководит пространством с момента начала его новой истории – после масштабной реновации зала в 2016 году он отвечает за политику развития проекта на локальном и международном уровне.

 

Неизбежный вопрос, с которого нельзя не начать: как Манеж переживает карантин?

– Мы переживаем нынешнюю ситуацию в таком состоянии, которое не хотелось бы называть творческой паузой. Для многих сотрудников и в целом для Манежа это возможность. Мы всегда в трудностях ищем возможности. Последние годы были достаточно интенсивными для всех сотрудников, многие были погружены в текущие процессы, связанные с планированием, созданием выставок. Теперь пауза позволяет, мне кажется, набраться сил, чтобы изменить лицо Манежа и добавить новых смыслов в нашу выставочную программу. И я надеюсь, что это у нас получится.

Конечно, эта пауза несет и технические сложности, и финансовые проблемы. Заметная часть нашего бюджета складывалась из доходов.

 

От продажи билетов?

– Не только. Еще это различного рода мероприятия – форумы, конгрессы, которые были запланированы на лето. Мы были востребованной площадкой в этот период. Сейчас определенные резервы, созданные в прошлом, позволят нам существенно не менять программу, образ выставок. Конечно, резервы не бесконечны, но мы рассчитываем, что в начале лета начнем постепенно открываться для аудитории, а к осени вернемся к нормальному режиму работы.

 

Вы рассчитываете на поддержку властей? Комитета по культуре Петербурга, Минкульта?

– Мы надеемся на помощь, но в целом двух- или даже трехмесячная пауза – это в моем представлении не катастрофа, это в пределах нашей устойчивости. Наша собственная внутренняя политика строится на том, что мы некоммерческая организация. Доходы мы направляем на производство новых выставок, проекты. Пока что нам не пришлось отказываться от каких-то проектов – мы просто вынуждены перенести их на более поздний срок. И, конечно, мы не перестаем платить зарплату.

 

В новостях можно прочитать, что некоторые крупные музеи, галереи, в том числе западные, сокращают сотрудников.

– Я думаю, вряд ли это массовые увольнения. Конечно, современные музеи ориентированы на взаимодействие с аудиторией. И, наверное, ту часть, которая взаимодействует с посетителями, сократили в буквальном смысле. Нам удалось этого избежать. Но еще важно, что в Европе за сокращением штата следует мощная государственная поддержка, поэтому это никем не воспринимается как какая-то трагедия. Я думаю, как только музеи откроются, все будет восстановлено.

 

Манеж за время карантина уже выпустил несколько онлайн-проектов, расскажите о них.

– Мы эту историю с онлайном развивали и раньше, просто теперь, естественно, занялись активнее. Но план документировать выставки не только в формате каталогов и репортажей, но и в формате 3D-моделей уже существовал. И по выставке «Дейнека / Самохвалов», и по «Лаборатории будущего» были созданы 3D-модели. Такая модель – это очень достоверный документ, она достаточно четко передает атмосферу, пространство, геометрию. Конечно, чтобы по-настоящему познакомиться с произведением искусства, нужно увидеть его вживую, но получить некое представление о выставке точно можно и с помощью модели.

Сейчас мы эти 3D-модели дополняем регулярными онлайн-экскурсиями. В будущем эта практика сохранится – она будет востребована как минимум у аудитории, находящейся не в Петербурге.

 

Ну а теперь давайте повернем в сторону нашего общего дела – конкурса «Золотой Трезини», который изначально задумывался как преимущественно онлайн-проект и поэтому пока от карантина не пострадал. По вашей инициативе в 2020 году на конкурсе появилась новая номинация «Лучший реализованный проект постоянной или временной музейной экспозиции». Как возникла эта идея, почему именно сейчас?

Мне кажется, в истории выставок можно проследить эволюцию от декорирования выставочных пространств к дизайну – к чему-то большему, чем украшательство. Работа с выставками стала важна для художественной практики архитекторов, они уделяют большое внимание этой работе. Возможно, крупным архитектурным мастерским, которые работают с масштабными объектами, с огромными бюджетами, тяжелее переключиться на такой формат. А для небольших студий, которые привыкли взаимодействовать с непосредственным заказчиком это драгоценный опыт. Я знаю, что многие архитекторы включают в портфолио, наряду с проектами жилых домов, промышленных объектов, общественных пространств, свои работы для музеев. При этом, как мне кажется, практики и навыки, которые они используют в разных видах своей деятельности, как бы перетекают друг в друга. Например, архитекторы, склонные к современному, провокационному дизайну в строительных проектах, пытаются транслировать подобные решения и в выставочных работах.

Для искусства сегодня важен принцип междисциплинарного влияния. Где-то графический дизайн начинает влиять на архитектуру, где-то дизайнерское решение вырастает из архитектурной базы. А если речь идет о выставке, то вдобавок все это основано на кураторской идее. Возникает интересное творческое взаимодействие.

 

Таким образом, объявляя выставочную номинацию, мы хотим зафиксировать этот тренд?

Да, эта номинация в том числе подтолкнет нас к тому, чтобы осмыслить происходящее как целостное явление, а не как разрозненные попытки музеев и галерей проявить себя. Сейчас название номинации звучит как что-то экспериментальное, но у меня есть достаточная уверенность, что она поможет раскрыть уже существующее важное явление, сфокусироваться на нем.

Мы можем говорить о том, что выставка – это самостоятельный проект, и в ее успехе или неуспехе велика роль дизайнера, архитектора экспозиции, а не только авторов работ, которые выступают экспонатами. В современном мире интерпретация произведения искусства становится не менее важной, чем само произведение. Куратор создает свое высказывание путем отбора произведений, выстраивания последовательности восприятия, использования музыки, дизайна и архитектуры. Это активно работает для широкой аудитории, у которой нет профессиональной подготовки или способности общаться с произведением наедине. Но я знаю, что и многие хорошо подготовленные люди, разбирающиеся в искусстве, имеющие огромную насмотренность, становятся заложниками собственного восприятия. И когда они видят новый ракурс, подачу известного им произведения в новом контексте, окружение его некими объемами, цветами, архитектурой – они открывают для себя новые смыслы. Продуманная интерпретация важна и для неофитов, но и для тех, кто уже замылил глаз. Поэтому, хотя музейная сфера в целом консервативна и стоит на том, главная ценность – это их коллекции, даже такие классические, сверхклассические институции, как Эрмитаж, начинают впускать в себя кураторские высказывания, уделять внимание дизайну.

 

По правилам конкурса «Золотой Трезини», член жюри имеет права выставлять заявки на конкурс при условии, что он не будет голосовать в соответствующей номинации. Какие выставки, прошедшие в Манеже в 2018—2020 годах, на ваш взгляд, могли бы претендовать на награду? 

Ну, тут я не могу быть объективным! Банальное сравнение – но нельзя спрашивать родителей, какой ребенок у них любимый. Есть проекты, которые очевидно прозвучали в общественном сознании, стали неким новым словом – это можно видеть со стороны. Это, конечно, в первую очередь «Дейнека / Самохвалов». Мне лично очень нравится «Жизнь после жизни» – ее я до сих пор считаю самой красивой выставкой. «Лаборатория будущего», наверное, очень верно передала тему и позволила правильно ее воспринимать. Она очень структурированная и, несмотря на то что там присутствует архитектура, она очень естественна, абсолютно не нарочита. В некоторых проектах архитектура сознательно выводится куратором на первый план, создает мощное впечатление, а проект «Лаборатория будущего» – это способ деликатного разговора с аудиторией о представленных произведениях искусства.

 Беседовал Павел Черняков


Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное.

Подать заявку: https://goldtrezzini.ru/application-2020/.

Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга. Почетный председатель Международного совета конкурса — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

Подписка на новости

 


Партнеры конкурса
Генеральный партнер
При поддержке










Титульный партнер

Системный партнер
Партнер специальной номинации



Технический партнер


Юридический партнер
Официальный партнер награждения
Официальный партнер в США



Консалтинговый партнер
Специальный партнер


Стратегический информационный партнер




Генеральный информационный партнер награждения
Генеральный интернет-партнер


Эксклюзивный интерьерный партнер

Официальные партнеры

Информационные партнеры