О строительстве под землей и в воздухе, о разнице между московским и петербургским метро, а также о месте архитектуры в жизни общества мы поговорили с народным архитектором РФ, президентом Союза архитекторов России и Союза московских архитекторов, членом жюри конкурса «Золотой Трезини» Николаем Шумаковым. 

– Николай Иванович, с самого старта своей профессиональной деятельности вы занимались проектированием транспортных объектов, в первую очередь московского метро. Можно ли сказать, что вас всегда вдохновлял транспорт? Или такая карьера началась более или менее случайно?

– Я считаю, некие предпосылки такому развитию событий существовали. И если говорить о карьере, то можно сказать, она была предопределена. Я родился в середине прошлого века в деревне Коркино, под землей, в Коркинском угольном разрезе. Это недалеко от Челябинска. И почти всю молодость меня тянуло под землю, причем не в смысле поскорее завершить свой век, а именно пожить под землей. Что, собственно, и случилось, когда после окончания Московского архитектурного института меня распределили в Метрогипротранс – государственный институт по проектированию метрополитена. Я и сейчас считаю, что это была хорошая идея: не мучиться, не бегать туда-сюда, а знать, что все равно все там будем. Шучу. Просто сразу ушел под землю, да так там остался. И вот уже более сорока лет являюсь главным архитектором АО «Метрогипротранс». Сегодня моя зона ответственности – это в первую очередь максимальная функциональность, то есть польза подземных сооружений и, безусловно, красота и эстетика пространства, дополненные еще одним принципом древнегреческого архитектора Витрувия – прочностью. Все остальные вопросы ложатся на плечи инженеров, проектировщиков, президента сообщества и других сотрудников института.

 

Урбанисты во всем мире говорят, что жителей городов нужно пересаживать на общественный транспорт, сокращая использование личных автомобилей. Повышение привлекательности общественного транспорта – задача комплексная, но насколько здесь значительна роль архитектора? Что можно сделать (и можно ли вообще) при проектировании станций, чтобы повысить конкурентоспособность метро в сравнении с личным автомобилем?

– Давайте рассуждать. Чем Россия отличается от всего мира? Тем, что личных автомобилей у наших соотечественников до последнего времени никогда не было. На заре мирового автомобилестроения рядовые граждане России машинами не пользовались. Потом у нас случилась революция, и автомобили снова массово в обществе не появились. Только избранные имели такое средство передвижения как личный автомобиль. Потом неожиданно случилась перестройка, и кое-кто смог купить автомобиль. Да-да, именно так, только в этот период авто появились у широкого круга граждан нашей страны. Поэтому современные призывы «пересядьте с личного транспорта на общественный» звучат как-то даже издевательски. Планы лишить человека машины, которую он ждал всю жизнь, мечтал о ней и вот наконец приобрел, – малоперспективны. Российский человек в ближайшем будущем не отдаст предпочтение общественному транспорту. Но метро – не просто общественный транспорт, это другое. У метро не было, нет и не будет конкурентов. Метрополитен – не средство передвижения, это нечто большее: философия, идеология, основа нашей культурной жизни, если хотите. Подземная архитектура с самого начала являла лучшие образцы зодчества, даже шедевры этого вида искусства. Скажу больше: при советской власти настоящая архитектура была только под землей.

 

«Метрогипротранс» разработал проекты двух станций строящейся Красносельско-Калининской линии метро Санкт-Петербурга. Вы отмечали, что по стилистике они отличаются от существующих петербургских станций. В чем, на ваш взгляд, визуальная разница между московским и петербургским метрополитенами?

– Хотелось бы начать с принципиальных различий. Московский метрополитен – это «отец и мать» всего советского метростроения и метропроектирования. Все остальное, включая Санкт-Петербургский метрополитен, – это дети. Дети, как известно, бывают разные, в том числе «удачные», или брошенные, или сироты... Простите за столь вольное сравнение. Так вот, Санкт-Петербургский метрополитен – это ребенок, которым можно гордиться. В Северной столице есть ряд станций, говорящих о высоком мастерстве местных архитекторов. Но есть архитектура высшего класса и просто хорошая архитектура. Вот в этом, наверное, заключается основное различие наших метрополитенов, этим и отличаются спроектированные нашим институтом две станции: «Путиловская» и «Казаковская». Возможно, я не совсем объективен, но это честно...

 

– Среди самых известных ваших сооружений вне метро – вантовый Живописный мост на высоком пилоне-арке с подвешенной капсулой-помещением и Московский монорельс, полностью проходящий по эстакаде над землей. Вам лучше работается с проектами, спрятанными в подземке или парящими в воздухе? Строительство на земле слишком тривиально?

– Отвечу, отбросив скромность: каждый объект, за который берусь, я воспринимаю как будущий архитектурный шедевр. Иначе не вижу смысла в работе. Можете считать это шуткой, в которой огромная доля правды. Что бы я ни делал под землей, на земле, в воздухе, под водой – это всегда результат неимоверно сложной работы и больших творческих затрат. К примеру, международный терминал «А» аэропорта «Внуково» практически сразу стал чем-то большим, нежели просто объект транспортной архитектуры, в его идею был заложен и изначально ощущался «космический» характер. Так что разницы, где проектировать, для меня не существует. Но все-таки один большой плюс в работе под землей есть: не так стыдно перед народом и перед самим собой за содеянное, потому как все скрыто. Вот видите, опять шучу, это на меня так подземные ландшафты действуют: поднимаюсь на поверхность – и сразу ирония с сарказмом просыпаются, значит, все хорошо. И я сразу хватаюсь за карандаш, чтобы провести очередную гениальную линию...

 

– Вы еще и в Московском архитектурном институте преподаете. Расскажите о ваших студентах. Они какие? Чем отличаются от начинающих архитекторов вашего поколения?

– Основное отличие – процентное соотношение мальчиков и девочек. Если в 70-е годы прошлого века было примерно «пятьдесят на пятьдесят», и даже мальчиков несколько больше, то сейчас эта пропорция «девять к десяти». То есть 90 процентов учащихся – это девочки и лишь 10 – мальчики. Это не хорошо и не плохо, это чистая статистика, которая уже сейчас позволяет предположить, какой будет архитектура будущего. Девочки все прекрасные, удивительные, перспективные, способные. И в том, что их больше, нет ничего плохого. Наоборот. В свое время я пытался брать на работу только мальчиков, рассчитывая, что они смогут активно проектировать, строить, проявлять себя с лучшей стороны по сравнению с девочкой, которая выскочит замуж, уйдет в декрет и исчезнет из профессии если не навсегда, то уж на весьма длительный срок определенно. И это обернулось стратегической ошибкой. Не все, но многие мальчики оказались пассивными, безвольными, безликими. Для архитектуры это крах, наша профессия – удел сильных. А на девочках, особенно одаренных талантом и профессиональным азартом, уверяю вас, держится вся российская и мировая архитектура.

 

– Возможно, в этом году в России будет принят новый закон об архитектурной деятельности, который должен расширить влияние и полномочия архитектора в отношениях с застройщиком, остановив диктатуру последнего. Насколько оптимистично вы смотрите на перспективу принятия закона? Повлечет ли это реальные изменения на профессиональном поле? 

– Понимаете, я столько лет занимаюсь этим законом, что просто не могу не верить в него. Поэтому как простой наивный российский архитектор я надеюсь на то, что буквы на бумаге, составляющие основу и смысл долгожданного закона, внесут кардинальные изменения во взаимоотношения общества и архитектуры. И все пойдет по правильному пути. Архитектура займет свое достойное место в культурной жизни российского общества. А оно – общество – в свою очередь, поймет, что архитектура есть основа жизни, основа существования любого российского гражданина. Не помню, кто это сказал, но я сжился уже с этой фразой, как со своим собственным мнением. Можно закрыть непонравившуюся книгу, уйти с киносеанса, не досмотрев нудный фильм, можно даже в музее отвернуться от картины или скульптуры, которые вызывают раздражение... Но что делать человеку, вынужденному существовать в городе с плохой архитектурой?.. Он же станет несчастным на всю свою жизнь! Только высокая архитектура воспитает человека высокой культуры. Поэтому я, конечно, верю, что случится чудо и появится закон, который, в отличие от множества документов, не соблюдающихся в России, будет свято выполняться всеми. И архитекторами, в первую очередь.

 

– Приятно, что создатели архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини» мыслят практически теми же категориями, что и разработчики этого закона. Идея конкурса – рассматривать проекты как произведения искусства, а не просто как исполнение девелоперских заказов. В 2019 году Союз архитекторов России стал титульным партнером «Золотого Трезини». Как вы считаете, не является ли концепция конкурса утопической? Или все же такой подход имеет право на существование даже сейчас?

– Хороший вопрос. Утопия или не утопия – покажет только время. Но если мы не будем ставить архитектуру на пьедестал высокого искусства, если не признаем ее высочайшим произведением человеческой мысли, мы ничего не добьемся. Так и будем прозябать в сером обществе «в обнимку» с серой архитектурой. И здесь любой правовой или творческий шаг – будь то написание закона об архитектуре или создание конкурса «Золотой Трезини» – является постепенным движением общества к высокоразвитой гармоничной системе отношений между человеком, искусством и природой. Поэтому я с радостью приветствую конкурс «Золотой Трезини». Архитектура как основа всех искусств, как формула сохранения баланса между функционалом, эстетикой и безопасностью пространства, должна существовать и обогащать нашу культуру. И это никогда не станет утопией.

Интервью взял Павел Черняков, https://goldtrezzini.ru.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры

Рубрики: Новости премии