Швейцарский архитектор Ян Скуратовский, член жюри «Золотого Трезини», рассказал об опыте работы на фоне пандемии нового коронавируса, карантина и постепенного выхода из него.
Члены жюри конкурса «Золотой Трезини» из разных стран продолжают делиться своими впечатлениями об изменениях в приватной и профессиональной жизни, вызванных пандемией COVID-19. Наш сегодняшний корреспондент – архитектор Ян Скуратовский, который живет и работает в Базеле:
«В начале марта всемирно известный вирус, звезда всех СМИ, пересек итальянско-швейцарскую границу без визы и проник на родину Трезини – в южный кантон Тичино. В середине марта, руководствуясь рефлексом, местные политики поспешно закрыли стройки, что вызвало недоумение у центрального швейцарского правительства. Спустя буквально неделю стройки пришлось снова открыть. Подобное произошло и в южных кантонах Во и Женева. В этих регионах довольно быстро, как и по всей Швейцарии, ввели строгие меры гигиены (расстояние между рабочими, дезинфекционные средства и далее по списку). Буквальное соблюдение этих мер, конечно же, на практике было невозможным – слишком абсурдны были эти замыслы. Но строительные фирмы старались изо всех сил предотвратить закрытие строек. В кантоне Базель, где я работаю, на стройках с внезапностью феи вдруг начали появляться представители профсоюзов, которые учуяли свой звездный час и теперь желали придраться ко всем деталям, пытаясь спасти строителей от опасности и в идеальном случае закрыть стройку. Но успехов у них было мало. Из рассказов знакомых знаю, что после таких визитов разочарованные профсоюзные сотрудники зачастую садились в машину все вместе, то есть нарушая пресловутые правила так называемого дистанцирования.
В целом ситуация с вирусом находилась в Швейцарии под контролем, а принятые меры были довольно либеральными – описания ситуации в других странах до сих пор кажутся сценами из фильма ужасов. Но я никогда не забуду самый большой шок для базельцев, который случился в самом начале, 28 февраля, когда правительство на пресс-конференции в Берне отменило проведение карнавала Fasnacht — святыню патриотов города, туристический магнит, многолюдное мероприятие, внесенное в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Параллельно в марте всю Швейцарию охватил уже другой вирус под названием home office. Многие архитекторы открыли для себя возможности видеоконференций, которые эффективны, но от которых, несомненно, очень быстро устаешь и которые оставляют некую неудовлетворенность и опустошенность. Архитектор Жак Херцог из бюро Herzog & de Meuron в недавнем интервью даже прокомментировал это новшество, намекнув на то, что виртуальная встреча никогда не заменит реальность и физическое присутствие других людей в помещении, с их мимикой, движениями, запахами, спонтанностью.
Строгие ограничения сохранялись весь апрель месяц. В мае ситуация начала нормализоваться, открылись общеобразовательные школы и детские сады, берега Рейна наполнились людьми, в ресторанах зазвенели стаканы и тарелки. Но культурные и спортивные мероприятия и поныне в запрете.
Такова практика. А что в теории? В прессе в последнее время появились первые анализы и прогнозы. Известный немецкий критик архитектуры Никлас Маак указал на то, что, оказавшись взаперти, многие из нас смогли осознать все плюсы и минусы помещений, в которых мы живем годами. Маак призвал проанализировать дефициты актуальных планировок и улучшить в будущем проектирование жилья. Он также указал на опасность так называемых “умных городов” — уже сейчас мы видим, что государства начинают собирать информацию о населении, и вопрос здесь, в чьих руках окажутся в конечном счете эти данные. Маак допускает, что люди, напуганные распространением вируса в переполненных городах, разбегутся жить за пределы мегаполисов. В то же время тот же Жак Херцог уверен, что города должны оставаться уплотненным местом застройки и центром взаимодействия людей и что не следует расширять пригороды, ибо это непоправимо разрушит ландшафт.
Думаю, многие согласятся со мной, если я скажу, что в эти дни мы все живем в некоем гигантском эксперименте, который не имеет никакого отношения к реальной жизни, к которой мы все так привыкли. Наша жизнь обеднела, потому что потеряла свой цвет и вкус. Благодаря продиктованной сверху изоляции мы также потеряли пространство как таковое – основную материю в архитектуре. Вопрос сейчас в том, насколько быстро нам удастся начать игнорировать панические картинки на многочисленных экранах и выйти из режима 2D снова в 3D. Сидя в наших собственных темницах, давайте решим, что из этой прошлой жизни мы захотим взять с собой в дорогу, а что можно будет спокойно отбросить как балласт — в том числе и в архитектуре».
Фото: открытые источники.
Напомним, ранее впечатлениями и размышлениями о текущей ситуации пандемии делились члены жюри «Золотого Трезини» Томас Воньер, Эльза Гаравалья и Раффаэле Гамбасси.
Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное.
Подать заявку: https://goldtrezzini.ru/application-2020/.
Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга. Почетный председатель Международного совета конкурса — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.
Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.
«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/
Официальные партнеры
Информационные партнеры