В 2021 году на конкурсе «Золотой Трезини» появилось несколько новых номинаций и специальных призов. В их числе – номинация «Лучший реализованный проект театральной декорации».
Искусство театральной декорации – практически такое же древнее, как само искусство театра. Этот очень специфический вид творчества призван в комплексе воссоздать место действия постановки, то есть, ни много ни мало, доступными материальными средствами изобразить целый мир, правдоподобный или фантастический. В художнике сцены, с его умением работать с перспективой, пропорциями, монументальными формами, всегда много от архитектора, даже если создаваемая им декорация изображает не городскую улицу или интерьер, а, к примеру, природный ландшафт. И наоборот, архитектор вполне может осмыслить себя как театрального художника, а того, кто будет созерцать его сооружение, – как зрителя в зале. Больше, чем где-либо, эта ассоциация актуальна в таком «срежиссированном» городе как Санкт-Петербург, где планировка улиц и расстановка доминант подчинены своей драматургии.
«Воплощая замысел Петра Великого, первый архитектор Петербурга Доменико Трезини проектировал новую имперскую столицу как гигантскую театральную декорацию спектакля под условным названием “Россия – это Европа”, — говорит председатель оргкомитета конкурса «Золотой Трезини» Павел Черняков. – А литературное закрепление образа Петербурга как декорации взяли на себя Пушкин, Гоголь, Достоевский и Андрей Белый. Именно поэтому организаторы конкурса имени первого архитектора Северной столицы сочли логичным учреждение новой номинации “Лучший реализованный проект театральной декорации”».
«Я очень рада возможности привлечь внимание к сценографии, чьи традиции особенно сильны в России и оказали влияние на развитие искусства и театра во всем мире, – говорит Регина Хидекель, историк искусства и эксперт по русскому авангарду и современному искусству, основатель Русско-американского культурного центра и Общества Лазаря Хидекеля, член жюри «Золотого Трезини» с 2020 года. – Я благодарна сценографии, которая со студенческих лет в Академии художеств, дала единственную в то время возможность исследовать творчество художников авангарда, связанных с балетом Сергея Дягилева, Камерным театром и театром Мейерхольда. По сей день я горжусь, что в 1972 году опубликовала в журнале “Искусство” статью, в которой впервые после десятилетий молчания были воскрешены имена А. Экстер, А. Веснина, Г. Якулова, которые “перевели” живопись кубофутуризма в трехмерные формы сценического пространства и костюма, что оказало огромное влияние на развитие авангарда во всех сферах искусства и архитектуры. С тех пор я продолжала писать о современной сценографии, которая развивалась в контексте мирового искусства и была намного более продвинутой, чем любая другая форма советского искусства. Советская сценография — это был своего рода феномен, и не случайно она получила всеобщее признание и награды на международных театральных выставках и фестивалях».
Как объясняет Регина Хидекель, сценография как динамическое взаимодействие между искусством, архитектурой и дизайном привлекала ведущих художников на протяжении всей истории театра, но благодаря художественному видению Дягилева театральная декорация трансформировалось в современное искусство, и художник, помимо способности полностью выражать свое новаторское видение, получил огромную аудиторию и пространство для эксперимента. Так, «Черный квадрат» Малевича появился именно в его декорациях к постановке «Победы над Солнцем» в 1913 году, которая отметила рождение супрематизма и вскоре стала предметом изучения принципов этого течения в постановке 1920 года, над которой работали педагоги и ученики Витебского художественного училища, в частности Вера Ермолаева и Лазарь Хидекель.
Аналогичный пример: театр Мейерхольда стал строительной площадкой для зарождения конструктивизма в творчестве его художников Л. Поповой, А. Родченко, В. Степановой. «Морис Кокто заявил, что Пикассо, Грис, де Кирико, Дерен никогда не работали бы в театре, если бы Дягилев не привел их туда, – отмечает Регина Хидекель. – Инициированные Дягилевым реформы изменили театр XX века и присвоили России имя театральной державы».
Как уточнили в оргкомитете конкурса, прием онлайн-заявок на участие в номинации «Лучший реализованный проект театральной декорации», как и в других номинациях конкурса «Золотой Трезини-2021», открыт на сайте www.goldtrezzini.ru до 1 октября включительно.
Помимо победителей в основных номинациях, по итогам конкурса будет выбрано несколько обладателей специальной Премии Лазаря Хидекеля. Награды вручит Общество Лазаря Хидекеля, партнер «Золотого Трезини», авторам наиболее смелых инновационных архитектурных проектов. Принять участие могут проекты из всех стран мира, реализованные после 1 января 2019 года. Участие бесплатное. Победителей наградят в ноябре на Гала-вечере в Михайловском театре.
Лучшие проекты участников «Золотого Трезини» пополнят собрание Государственного музея истории Санкт-Петербурга и будут экспонироваться на ежегодной выставке «Архитектура как искусство» в Петропавловской крепости.
Генеральный партнер церемонии награждения – Михайловский театр. Генеральный музейный партнер – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Независимый аудитор – Borenius Attorneys Russia Ltd. Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2021/.
На фото: театральная установка, сконструированная Любовью Поповой для спектакля В. Мейерхольда «Великодушный рогоносец», 1922 г. Реконструкция в Музее современного искусства «Гараж», 2014 г. Источник: www.artsy.net
Все новости конкурса «Золотой Трезини»: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.
«Золотой Трезини» в социальных сетях:
Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/
Официальные партнеры
Информационные партнеры