Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), при поддержке которого проходит Международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини», разместил подборку своих архивных материалов, посвященных сохранившимся петербургским постройкам Доменико Трезини и приуроченную к 350-летию великого зодчего.

Доменико Трезини: судьба наследия в ХХ веке

Доменико Джованни Трезини родился около 1670 г. в Швейцарии, в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Свои профессиональные навыки архитектор получил на родине, совершенствовал их в Италии, а впервые применил в Дании. И именно там он познакомился с русским дипломатом А.П. Измайловым, который предложил ему службу в России.

1703 год стал поворотным в жизни Доменико Трезини. В этом году зодчий прибыл в Россию и вскоре начал работать над строительством форта Кроншлот, а также руководил созданием укреплений в районе Дерпта и Нарвы.

Затем перед архитектором встала новая задача – перестроить в камне Петропавловскую крепость, ранее заложенную по плану Петра I. Зодчему предстояло возвести стены крепости, въездные ворота, мост на территорию крепостного острова, собор и ряд служебных построек.

Закладка собора состоялась в 1712 г. Он являл собой новый тип культового сооружения в России, получивший название «зальный». В 1857—1858 гг. на колокольне собора был установлен шпиль, благодаря которому сооружение стало и городским ориентиром, и символом Петербурга.

После революции богослужения в храме были прекращены, а в 1919 г. его закрыли. В 1924 Петропавловская крепость была превращена в музей.

Во время Великой Отечественной войны на территории крепости стояли зенитные орудия, защищавшие небо от вражеских самолётов. Шпиль Петропавловского собора был замаскирован. Попаданий снарядов в собор не было, но крепостные стены серьезно повреждены.

В 1954 г. ансамбль Петропавловской крепости был передан в ведение Государственному музею истории Ленинграда. В 1950—1970-е гг. проводилась научная реставрация комплекса по проектам архитектора И. Н. Бенуа. В 1987 г. была начата реставрация иконостаса в Петропавловском соборе. Работы продолжились и в дальнейшем. Начиная с 1991 г. по настоящее время ведется реставрация крепостных сооружений и построек на территории ансамбля.

Петропавловская крепость.
Панорама. 1945 г.

 

Петропавловский собор.
Западный фасад. 1949 г.

 

Петропавловская крепость.
Общий вид. 1951 г.

 

Петропавловский собор. Западный фасад.
К.А.Зайцев. 1968 г.

 

 

Петропавловский собор. Южный фасад.
А.Григорьев. 1968 г.

 

Петропавловский собор. Средний неф.
Вид на иконостас. А. Григорьев. 1968 г.

 

Петропавловская крепость.
А. Григорьев. 1979 г.

 

Петропавловский собор.
2003 г.

 

Доменико Трезини разработал генеральный план Александро-Невской лавры, являлся автором таких значимых сооружений на ее территории, как Благовещенская церковь, Духовской и Федоровский корпуса. В создании ансамбля монастыря, которое продолжалось почти девяносто лет, участвовали многие выдающиеся архитекторы.

После революции монастырь был закрыт, в 1930-е гг. закрыты все храмы на его территории. В их зданиях разместились различные организации и мастерские.

Во время Великой Отечественной войны комплекс зданий лавры использовался для военных целей. На немецких картах комплекс монастырских зданий был отмечен как военный объект, поэтому подвергался артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. Все корпуса Александро-Невской лавры были сильно повреждены.

Благовещенская церковь – образец архитектуры барокко первой трети XVIII века. Первоначальное лепное и живописное убранство Благовещенской усыпальницы не сохранилось до наших дней. В 1933 г. церковь была закрыта. Нижнюю церковь передали Музею-некрополю надгробной скульптуры, а верхнюю разделили межэтажными перекрытиями. В 1948–1949 гг. после проведения капитального ремонта здание церкви, включая верхний храм, было занято экспозицией Музея городской скульптуры, которая размещается здесь и по сей день. В течение 1950—1990-х гг. в соборе проводились реставрационные работы. 1988–1999 гг. была проведена комплексная реставрация здания и восстановлено первоначальное объемно-пластическое решение храма.

Федоровский корпус расположен между Свято-Троицким сбором и Федоровской церковью. Он представляет собой характерный памятник зрелого барокко. От первоначальной планировки сохранились сводчатые галереи вдоль западного фасада.

В 1931 г. Феодоровскую церковь закрыли, а ее помещение заняли общежитие, рабочие кабинеты и архив ЦНИИ КМ «Прометей». С 1996 г. началось возвращение епархии корпусов и зданий лавры. Крупные восстановительные работы были проведены в 2013 г. к 300-летию монастыря, когда были восстановлены фасады и проезд. Полностью реставрация Феодоровской церкви завершилась в 2017 г. В реставрации интерьеров, длившейся более 10 лет, участвовали специалисты Русского музея, Эрмитажа и Академии художеств. В нижнем храме работы продолжаются.

Между Благовещенской церковью и Свято-Троицким собором расположен Духовской корпус. Первоначальная планировка и отделка его помещений также утрачены. Здесь так же с конца 1940-х гг. проводились реставрационные работы, в том числе в рамках подготовки к празднованию 300-летия монастыря.

Благовещенская церковь.
1900-е гг.

 

Благовещенская церковь.
До 1917 г.

 

Благовещенская церковь.

Реставрация фасада.
Около 1950 г.

 

Благовещенская церковь. Нижний зал.
Фото А.Григорьев.
1969 г.

 

Благовещенская церковь. Нижний зал.
Фото А. Григорьев.
1969 г.

 

Благовещенская церковь. Нижний зал.
Могила Суворова.
Фото А. Григорьев.
1969 г.

 

Александро-Невская лавра. Благовещенская церковь, верхний зал. Фото А.Григорьев.
1969 г.

 

Александро-Невская лавра.
Благовещенская церковь. Фасад.
А. Григорьев.
1977 г.

 

Александро-Невская лавра.
Федоровский корпус.
Вид на Федоровскую церковь.
1948 г.

 

Александро-Невская лавра.
Федоровский корпус. Вид со стороны парадного двора.
А.А. Григорьев.
1959 г.

 

Александро-Невская лавра.
Федоровский корпус. Вид со стороны парадного двора.
А.А. Григорьев.
1980 г.

 

Александра-Невская лавра.
Духовской корпус. Фасад до реставрации.
1951 г.

 

Александро-Невская лавра.
Духовской корпус с церковью. Фасад церкви со стороны парадного двора.
Фото А.А. Григорьев.
1967 г.

 

Александро-Невская лавра.
Духовской корпус с церковью.
Фото О.В. Трубского.
1983 г.

 

Александро-Невская лавра.
Духовской корпус с церковью. Фрагмент фасада.
Фото А.А. Григорьев.
1977 г.

 

Александро-Невская лавра.
Фото В.Ф.Егоровский.
2007 г.

 

По проекту Доменико Трезини в 1710—1712 гг. был построен Летний дворец Петра I, вокруг которого стремительно разрастался регулярный сад с прямыми аллеями, прудами и скульптурой – Летний сад.

В конце XIX в. в Летнем дворце устраивались выставки – исторические и художественные. После Октябрьской революции дворец национализировали и в нем открыли историко-бытовой музей, посвященный эпохе Петра I.

Со времен Петра I до наших дней дворец дошел практически в неизменном виде: сохранились планировка и фасад, живописные плафоны аллегорического содержания и даже отдельные предметы мебели.

Во время Великой Отечественной войны наиболее ценные экспонаты из дворца вывезли, а само здание замаскировали, окна закрыли щитами. Однако дворцу все равно были нанесены серьезные повреждения: осыпались потолки и штукатурка фасадов, пострадала кровля. В 1947 г. после реставрации, начатой уже в 1945 г., дворец вновь открыл свои двери для посетителей.

В ходе масштабной реставрации 1957—1960-х гг. под руководством и по проекту архитектора А.Э.Гессена были проведены работы по гидроизоляции фундамента, проведена реставрация фасадов дворца: восстановлены барельефы, воссоздана мелкая расстекловка окон, расчищены и реставрированы плафоны и другая живопись в интерьерах дворца.

В 2004 г. Летний сад со всеми зданиями и сооружениями, включая Летний дворец, вошел в состав Русского музея. В 2014—2018 гг. была проведена комплексная реставрация дворца. Одним из результатов работ стало возвращение исторической окраски фасадам дворца.

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Фрагмент декора фасада. 1936 г.

 

Летний дворец Петра I. Вид на р. Фонтанку.
1938 г.

 

Летний дворец Петра I. 1943 г.

 

Летний дворец Петра I.
Барельеф над главным входом до реставрации.
1945 г.

 

Летний дворец Петра I. Вид на р. Фонтанку.
1963 г.

 

Летний дворец Петра I. Вид на р. Фонтанку.
А. Григорьев. 1979 г.

 

Летний дворец Петра I. 2004 г.

 

Главным объектом внимания Трезини был Васильевский остров, на южной стороне которого предусматривалось создание «академического центра» с Кунсткамерой и домами для «академиков». Трезини разработал проект площади (ныне площадь Академика Сахарова) и зданий, входящих в ансамбль. Главенствует на площади здание Двенадцати коллегий, проектирование которого началась в 1722 г., а строительство продолжалось до 1742 г. Изначально строившееся как правительственное здание, уже в XIX в. оно приспосабливается для размещения Университета, который находится здесь до сих пор.

Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от обстрелов. Интерьеры сохранились отчасти.

В настоящее время здание Двенадцати коллегий является главным зданием Санкт-Петербургского университета, здесь располагаются библиотека университета, административные службы, а также некоторые его факультеты.

Здание Двенадцати коллегий. Вид с Менделеевской линии.
А. Монюшко.
1930-е гг.

 

Здание Двенадцати коллегий. Вид с Университетской набережной.
1930-е гг.

 

Здание Двенадцати коллегий. Галерея.
1953 г.

 

Здание Двенадцати коллегий. Вид с Менделеевской линии. 1954 г.

 

Здание Двенадцати коллегий. Вид с Менделеевской линии. 1954 г.

 

Здание Двенадцати коллегий. Коридор второго этажа. 1954 г.

 

Здание Двенадцати коллегий. Вид с Университетской набережной. А.Григорьев.
1969 г.

 

В 1712 г. столица была перенесена из Москвы в Петербург, а в 1713 г. указом Петра I повелевалось «царедворцам и прочих чинов людям» строить дома в Петербурге. Трезини был в числе тех, кому поручили проектировать и строить дома для многочисленных переселенцев. Зодчий разработал «образцовые» проекты домов для «подлых» и для «зажиточных». В 1723 г. на Университетской набережной д. 21 Трезини начал строить собственный дом. Впоследствии здание неоднократно перестраивалось и меняло свой облик. В результате работ по приспособлению под отель, начатых в 2007 г., фасад здания воссоздан на период 1820-30-х годов.

Дом Трезини. Университетская набережная 21, фасад со стороны набережной. В.А. Григорьев.
1989 г.

 

При подготовке публикации использованы материалы сборника «Зодчие Санкт–Петербурга XVIII век», ред. Ю. В. Артемьева, С. А. Прохватилова. — СПб: Лениздат, 1997. — 1021 с.

Оригинал публикации: http://kgiop.gov.spb.ru/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/domeniko-trezini-sudba-naslediya-v-hh-veke/

 


Прием заявок на Третий международный архитектурно-дизайнерский конкурс «Золотой Трезини» проходит на сайте www.goldtrezzini.ru до 15 октября 2020 года. Участие в конкурсе бесплатное. Победителей «Золотого Трезини» наградят позолоченными статуэтками Доменико Трезини 1 декабря в бальном зале «Крыша» Гранд Отеля Европа. Работы лауреатов конкурса покажут на выставке в Петропавловской крепости, а затем включат в фонды Музея истории Санкт-Петербурга. Почетный председатель Международного совета конкурса — президент Всемирного клуба петербуржцев, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Генеральный партнер конкурса – Государственный музей истории Санкт-Петербурга. Системный партнер – Группа RBI. Официальный партнер награждения – строительная корпорация «ЛенРусСтрой». Все партнеры конкурса: https://goldtrezzini.ru/partners2020/.

Все новости конкурса: https://goldtrezzini.ru/latestnews/.

«Золотой Трезини» в социальных сетях:

Facebook: https://www.facebook.com/goldtrezzini
ВКонтакте: https://vk.com/goldtrezzini
Инстаграм: https://www.instagram.com/goldtrezzini
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCZaFLvgzknqd4vL-ytVdDxw/

 


Партнеры премии «Золотой Трезини-2024»

Генеральный партнер

Под эгидой


Под патронатом



Партнер церемонии


Генеральный музейный партнер


Стратегический музейный партнер




Стратегический партнер


Partner of the Awards


Официальный оператор гостеприимства

Официальный кейтеринговый оператор церемонии награждения





Генеральный партнер приема в честь победителей премии




Партнер номинации «Лучший пример воплощения актуальных трендов в дизайне кухни»



Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера квартиры или частного дома»





Специальный партнер


Партнер премии


Партнер премии





Партнер номинации «Лучший реализованный проект общественного здания или сооружения»



Партнер номинации «Лучший реализованный проект реконструкции»


Партнер номинации «Лучший реализованный проект интерьера общественного пространства»





Партнер номинации «Лучший проект частного дома»





Партнер премии


Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Партнер премии



Партнер премии




Официальный изготовитель наград







Официальный изготовитель специального приза «Хрустальный Трезини»




Официальный партнер по безопасности


Титульный партнер



Генеральный интернет-партнер




Генеральный информационный партнер награждения



Стратегический информационный партнер





Соорганизатор-партнер


Все партнеры

Официальные партнеры

Информационные партнеры